Что делать пропадает память

Что делать, чтобы улучшилась память

Если вы обратитесь к доктору с жалобой на ухудшение памяти, он, конечно же, назначит вам лечение в соответствии со стандартной схемой. Но вряд ли он побеседует с вами по душам и даст инструкции, как сохранить свою память до старости.

Оглавление:

Вы наверняка слышали, и, возможно, даже встречались с фактами пропажи людей. Случается, что люди, даже нестарые, вдруг забывают дорогу домой, не могут вспомнить, где живут их родственники, мало того — не могут назвать собственное имя. Они заходят в городской транспорт и едут в неизвестном направлении. А потом семья начинает поиск потерявших память родных, и длится он месяцами.

Большое количество детей, юношей и девушек сталкиваются с проблемой при запоминании информации. Сложно понять урок, вопросы и рассказы преподавателя не откладываются в голове, до дома дошёл и забыл, о чём шла речь на занятиях.

Вот и возникает вопрос: а можно ли в течении всей жизни сохранить хорошую память? Есть ли возможность улучшить её? Как квалифицированный специалист, могу с уверенностью заявить «Да».

Все органы, в том числе и головной мозг, имеют много степеней защиты. Сказать, что потенциал мозга бесконечен, невозможно. Ничего вечного нет, всё когда-нибудь кончается. Только вселенная бесконечна. Для того, чтобы активизировать биохимические и биофизические процессы, происходящие в головном мозге, необходима тренировка. Если не тренировать мышцы, предположим, на ногах, они станут дряблыми, постепенно атрофируются. То же самое происходит и с мозгом.

Наша задача – не позволять органам, системам организма и клеткам головного мозга простаивать. Как же это осуществить? Легендарные целители смогли найти ответ на этот вопрос. Доктора древних цивилизаций Индии, Египта, Китая, Греции рекомендовали своим больным ежедневно заниматься чем-нибудь новым. К примеру, читать, считать, решать головоломки и ребусы, заставлять мозг думать.

Приведу пример из своей практики. Примерно полгода назад ко мне на приём пришел достаточно обеспеченный мужчина: «Доктор, мне посоветовал к вам обратиться бывший ваш пациент. Тогда вы ему оказали помощь. Помогите и мне, пожалуйста». «Что вас беспокоит?» поинтересовался я.

«Что-то случилось с моей памятью. Я стал многое забывать. Я забываю имена – отчества важных для моей работы людей. Забываю обещания, которые сам же и даю, не помню и то, что обещали мне. Забываю о встречах и вопросах, которые хотел решить на них. После переговоров не могу вспомнить, о чём шла речь. Это так негативно отражается на моём бизнесе. Для меня это самая настоящая проблема» рассказал он мне.

Я ему, конечно, порекомендовал пройти обследование. После заняться лечением. Лечение, которое я ему посоветовал, заключалось в основном в том, чтобы нагружать головной мозг.

Заняться изучением иностранного языка, проводить тренинги для мозга – запоминать большие числа и незнакомые слова, появившиеся у нас из других языков, способом складывания ассоциативных цепочек. Ещё разгадывать кроссворды, сканворды. Мой пациент был явно разочарован такими рекомендациями. Он хотел, чтобы я выписал ему чудодейственные лекарства, приняв которые, он смог бы мгновенно восстановить память.

Я ему честно сказал, что препараты, помогающие улучшить память, существуют. Но они без тренировки мозга малоэффективны. Этим наш разговор и завершился. Конечно, мужчина сорока двух лет, преуспевающий бизнесмен, ожидал от меня только целебных пилюль.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Спустя 6 месяцев ко мне обратился бывший пациент, который рекомендовал меня тому бизнесмену. И они пришли на приём вместе. Там-то мне и удалось предметно пообщаться с нашим героем. Из рассказа я узнал, что он родом из семьи крупного чиновника советских времён, благодаря чему заполучил большие средства и связи, они то и дали ему возможность начать свой бизнес и благополучно вести дела.

Образ жизни ему, конечно, здоровья не прибавлял. Наличие автомобиля освободило от ходьбы пешком. Соответственно, появился лишний вес. В режим дня физические нагрузки тоже не входили. Все удовольствия богатой жизни – стрессы, ночные развлечения довели до того, что началась бессонница, стала пропадать память.

А чудотворных пилюль ещё никто не выдумал. И вряд ли кто-то выдумает. Безусловно, есть препараты, которые обладают высокой эффективностью. Но они приносят пользу тем, кто способен понять, что ничего просто так не даётся. И здоровье за деньги не купишь.

Наш головной мозг так устроен, что его необходимо держать в тонусе. Перезагрузить его невозможно, так как он сразу даст понять: что-то не в порядке.

Так что же поможет нашему головному мозгу поддерживать его в нормальном состоянии? Вот эти несложные рекомендации:

-Прогулки пешком…. Проходить необходимо километров 6 – 8 в день.

— Употреблять витамины, в частности витамины группы B, в особенности витамин В-12 (цианокобаламин); надо учитывать, что люди послелет испытывают недостаток в этом витамине, точнее, в той его форме, которая образуется после трансформации в организме цианокобаламина. Витаминную терапию надо проводить под наблюдением доктора, потому что при регулярном употреблении витамина В-12 повышается свёртываемость крови, что увеличивает риск образования тромбов в сосудах. Это особенно опасно для людей, страдающих ишемической болезнью сердца. Нехватка витамина В-12 у людей среднего возраста вызывает негативные процессы в головном мозгу, это и способствует ухудшению памяти.

Все люди – независимо от возраста, должны полноценно питаться, чтобы организм получал достаточное количество калорий, необходимые витамины и минералы, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты и так далее. Для нормальной и плодотворной работы головного мозга нужны фрукты и овощи: яблоки, цитрусовые, всевозможные ягоды – садовые и лесные, бананы, виноград, морковь, томаты, картофель, растительные масла – кукурузное и подсолнечное. К сведению скажу: в томатах содержатся пектиновые вещества, органические кислоты, азотистые вещества, минералы (а именно марганец – микроэлемент, необходимый для людей, занятых умственным трудом ), витамины С, группы В (особенно В-1), РР (никотиновая кислота), витамин К, каротин (провитамин А).

Кстати, именно морковь значительно тормозит процессы старения, в том числе и в головном мозге. Также с давних времён использовали розмарин и можжевельник для улучшения умственной деятельности.

Приведу один чудесный рецепт, который очень полезен при бронхиальной астме, физическом и умственном истощении, одышке, желудочно – кишечных заболеваниях, слабости после тяжёлого заболевания, генерализованном атеросклерозе (причём, и при атеросклеротическом поражении сосудов головного мозга), для улучшении памяти.

Для приготовления лекарства нужны сосновые шишки, непременно собранные в мае(!), пока они не созрели. Будем готовить сосновый мёд. Для приготовления одного килограмма надошишек. В эмалированную посуду нужно поместить шишки, залить их водой (чуть больше одного литра) и варить один час. Готовность определяется, когда шишки прокалываются вилкой. Когда шишки стали мягкими, воду пора слить. Необходимое условие – используются именно недозревшие шишки. В противном случае они так и не будут прокалываться вилкой. В тёплый отвар нужно добавить один килограмм сахара и варить, пока сахар не растворится, затем добавить чуть-чуть лимонной кислоты, чтобы отвар не засахарился. Этот раствор хранится в тёмном прохладном месте в плотно закрытой посуде. Употреблять его нужно по одной столовой ложке три раза в день, запивая водой, за 30 – 40 минут до еды.

Также для улучшения памяти применяются сосновые почки, собранные ранней весной. Почки промывают и едят по две или четыре штучки 1 – 2 раза в день до еды. Это очень благотворно влияет на состояние памяти.

При копировании материалов, активная ссылка на сайт www.ayzdorov.ru обязательна! © AyZdorov.ru

Информация на сайте предназначена для ознакомления и не призывает к самостоятельному лечению, консультация врача обязательна!

Источник: http://www.ayzdorov.ru/novosti_lll_pamatj.php

Нарушения памяти симптомы и лечение | Как улучшить и восстановить память

Это явление выражается в неспособности запоминать новую информацию (антероградная амнезия) или вспоминать события в прошлом (ретроградная амнезия. Нарушения памяти могут быть следствием двустороннего поражения височно-лимбической области при черепно-мозговой травме, инсульте, гипоксической энцефалопатии (например, после остановки сердца), герпетическом энцефалите, гипогликемии, алкоголизме, других метаболических и токсических энцефалопатиях. Преходящие нарушения могут быть обусловлены эпилепсией, транзиторными ишемическими атаками в вертебробазилярном бассейне, приступами мигрени. Давайте обсудим признаки болезни, а также узнаем, как улучшить и восстановить память в пожилом возрасте и после болезни.

Симптомы развития нарушений памяти

Память, с научной точки зрения, основная функция головного мозга. Основная причина потери памяти заключается в поражении некоторых участков мозга вследствие сосудистых заболеваний. Частичная или полная потеря памяти может возникнуть в результате инфекционного заболевания, травмы головного мозга, хронического алкоголизма, патологий щитовидной железы.

Относительно редко, главным образом у лиц среднего и пожилого возраста, чаще у женщин, встречается транзиторная глобальная амнезия. Снижение способности запоминать в этом случае обычно продолжаются несколько часов и характеризуется внезапной утратой способности запоминать новую информацию. Особенности нарушения памяти при антероградной амнезии состоят в том, что ей может сопутствовать умеренная ретроградная амнезия на недавние события. Иногда синдром провоцируют стресс, контрастное изменение температуры окружающей среды (например, купание в холодной воде).

Больные выглядят растерянными, дезориентированы в пространстве и времени, иногда возбуждены. Они настойчиво пытаются выяснить у окружающих, где находятся, как оказались здесь, но, будучи не в состоянии запомнить ответы, постоянно задают одни и те же вопросы. Ориентация в собственной личности всегда сохранена, и каких-либо других неврологических нарушений не выявляется. С возвращением способности к запоминанию восстанавливается и ориентация, регрессирует ретроградная амнезия, забывается лишь сам эпизод.

Больные с симптомами нарушений памяти нуждаются в обследовании для исключения эпилепсии и цереброваскулярного заболевания. В отличие от мигрени, эпилепсии и транзиторных ишемических атак, транзиторная глобальная амнезия в подавляющем большинстве случаев остается однократным эпизодом, но изредка отмечаются 1 – 2 рецидива. Если в дальнейшем не выявляется серьезное сердечно-сосудистое заболевание, прогноз лечения, несмотря на внешнюю драматичность эпизода, хороший.

Особенности лечения нарушений памяти

Хорошая память является одним из самых ценных свойств мозга. Во многом именно благодаря ей человек достигает всевозможных успехов: в учебе, в творчестве, работе. В то же время, очень большие эмоциональные нагрузки, сумасшедший темп современной жизни, различные стрессы и переутомления, плохая экология – все это способно оказывать негативное влияние на качество памяти.

Проблемы с памятью могут возникнуть даже в совсем молодом возрасте. Что же тогда можно говорить о людях преклонного возраста. Поэтому совсем не странно, что врачи и ученые всего мира усиленно ищут ответ на вопрос: как улучшить память с помощью лекарств?

Когда проблемы с памятью произошли по причине перенесенного вами тяжелого заболевания (вплоть даже до такого страшного, как, например, болезнь Альцгеймера), то растительные препараты способны оказать довольно слабый эффект. Данное обстоятельство вынуждает прибегать к использованию сильнодействующих лекарственных средств. К сожалению, большинство из них совместно с высокой эффективностью обладают целым рядом серьезных противопоказаний, поэтому при неправильном приеме могут они неожиданно резко и серьезно ухудшить состояние больного. В связи с чем, как назначение препаратов, так и контроль за ходом лечения, должен осуществлять исключительно опытный, высококвалифицированный специалист. Самолечение тут абсолютно неуместно!

А что же делать с теми волшебными средствами, которые кричат вам с обложек журналов и экранов телевизоров о том, как улучшить память с помощью лекарств очень быстро, но в то же время абсолютно надежно? К сожалению, и вы должны это прекрасно понимать, что реклама остается только рекламой. Эти чудодейственные препараты в основе своей содержат исключительно аминокислоты, микроэлементы и витамины. Разумеется, они не нанесут вреда организму. И возможно даже немного простимулируют деятельность мозга, однако такого мгновенно чудотворного действия никогда не окажут, и вы попросту выкинете деньги на ветер. С таким же успехом на эти самые средства купите побольше зелени, овощей и фруктов.

Если вам хочется верить, что чудо-добавкам под силу решить вашу проблему как улучшить память с помощью лекарств – можете смело спускать деньги в унитаз, вместо того, чтобы пересмотреть свой режим дня и благодаря внесению незначительных корректировок только при помощи своих личных усилий и простых народных средств, начать меняет ситуацию с памятью в лучшую сторону.

Обратите свое внимание. Принимая сильнодействующие лекарства, следите за тем, чтобы они были недоступны для детей! При остро развившихся симптомах амнезии больной нуждается в срочной госпитализации в неврологическое отделение и тщательном обследовании.

Народные рецепты лечения проблем с памятью

Память нередко ухудшается в связи с существенным понижением общего жизненного тонуса, стрессов, переутомления, справится с которыми под силу различным препаратам, имеющим общеукрепляющее и успокаивающее действие. Традиции народной медицины (а к ней, в первую очередь, нужно отнести восточную медицину) издревле использовали всевозможные настои и отвары из лекарственных растений. Например, очень часто применялся китайский лимонник. Растение несет в себе просто невероятную пользу и обладает целым «букетом» необходимых целебных свойств.

Возьмите столовую ложку молодых листков ореха, залейте полулитром водки и дайте настояться 1 час. Далее следует принимать настойку по 100 мл трижды в день перед едой;

100 грамм рябиновой коры, 0,5 литра воды томите на огне 2 часа. Чтобы восстановить память, употреблять по столовой ложке за 30 минут до еды;

Незаменимой для лечения будет медово-луковая смесь, которую следует принимать 3 месяца. Для ее приготовления необходимо смешать столовую ложку лукового сока со стаканом меда. За час до еды съедать по 1 столовой ложке;

Хорошо влияет на память травяной сбор из 5 грамм лесной земляники, 10 грамм мать-и-мачехи, 10 грамм зверобоя и 10 грамм полевого хвоща, а также по 20 грамм семян укропа и чабреца, и по 30 грамм лесной сушеницы и пустырника. Все смешиваем, берем 5 грамм и заливаем 0,5 л кипяченой воды, оставляем на полчаса и принимаем по 150 мл за 10 минут до еды трижды в день;

Употребляйте ежедневно по 100 грамм свежего тыквенного сока;

Чтобы улучшить память, включите в рацион морскую капусту, которая является уникальным продуктом для улучшения памяти.

Доказано, что запахи влияют на память человека. Сбор из кедра, можжевельника и эвкалипта высушите, и повесьте в комнате.

Чтобы восстановить память у человека, несмотря на возраст, cмешайте гвоздику, кориандр, эвкалипт и лавровый лист в равных частях, поместите с полотняный мешок и храните возле рабочего места.

Из бабушкиных рецептов можно позаимствовать один эффективный и простой рецепт. Веной возьмите 5 штук сосновых почек, залейте стаканом воды и кипятите 10 минут, процедите охлажденный отвар. Принимать трижды в день по 2 столовые ложки.

Чтобы улучшить память, в течение месяца принимайте отвар из рябиновой коры и заметите, как память улучшиться. Чтобы приготовить отвар возьмите 1 столовую ложку коры, залейте 1 стаканом воды и прокипятите 10 минут. Профильтруйте по истечению 6 часов. Трижды в день пейте отвар по 1 столовой ложке.

В борьбе за укрепление памяти как нельзя лучше помогает черноплодная рябина. Однако, кроме уже названных ранее, также имеется еще целый ряд других целебных растений. В любом случае перед применением любого из них желательно предварительно проконсультироваться с врачом, потому как препараты на растительной основе, не смотря на свое достаточно «мягкое» действие, все-таки тоже имеют определенные противопоказания к использованию.

Как восстановить в пожилом возрасте память?

С возрастом у многих людей ухудшается состояние здоровья, часто болит голова, закладывает уши, да и зрение уже не то. Частично это признак нарушенного кровоснабжения головного мозга, что приводит к симптомам анемии.

Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянности в пожилом возрасте способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. е. старческую рассеянность. Давайте поговорим о том, как улучшить память в пожилом возрасте

Начинать лечение следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы.

Важнейшим вопросом лечения является умение правильно читать. Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, служит причиной рассеянности в пожилом возрасте.

  • Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного.
  • Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление.
  • При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память.

В лечении анемии большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и поможет восстановить память.

Чтобы улучшить память у человека, несмотря на возраст, учите стихи и песни, пытайтесь вспомнить стихи из школьной программы или тексты песен, которые вы слушали много лет назад. Далее изучайте новый материал, ранее не слышан, и не виден. Читайте как можно больше, пересказывайте прочитанный текст. Отличная тренировка для памяти – изучение иностранных языков.

Чтобы вылечить нарушения памяти, добавляйте в свой рацион темный шоколад, натрите морковь с изюмом и сметаной, кушайте ежедневно чайную ложку натертого хрена, грецкие орехи. Печеный картофель, морская капуста, семечки, сухофрукты также благотворно влияют на мозг.

Больше времени проводите на свежем воздухе. Спите по 8 часов в день в прохладном помещении. Старайтесь отказаться от снотворного, ведь оно разрушает память.

При частых головных болях следует посетить врача-невропатолога.

Если рассеянность в пожилом возрасте прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений и назначит своему пациенту лечение в соответствии с его особенностями болезни.

Как улучшить память после инсульта в домашних условиях

Инсульт возникает вследствие острого нарушения кровообращения мозга. Инсульт является серозным заболеванием и часто приводит к инвалидности или смерти. Не последнюю роль в лечении инсульта играет скорость оказания медицинской помощи.

Головной мозг после инсульта претерпевает изменения структуры. Если продолжительность превысила 24 часа, то у человека нет шансов на дальнейшее существование, если продолжительность менее суток, то медики смогут восстановить кровообращение мозга.

Если вы обратитесь вовремя за медицинской помощью, то потребуется менее длительный реабилитационный период для восстановления. Зависит строк реабилитации от лечения, которое было проведено. После инсульта самая главная задача это избавится от тяжелых последствий.

Для восстановления памяти после инсульта в домашних условиях:

Постоянно занимайтесь лечением основного заболевания, соблюдайте строгую диету.

Следует принимать специальные лекарства, которые назначит врач.

Постоянно тренируйте свою память с помощью кроссвордов, стихов, головоломок.

Вспоминайте все события дня, которые произошли с вами, а в конце недели все события недели, в конце месяца все то, что происходило с вами на протяжении месяца и так далее. Следует вспоминать все от третьего лица, как бы со стороны;

Играйте как можно чаще в шахматы;

постоянно учите стихи. Начинайте с маленьких, а потом берите посложнее;

С помощью родных выйдите на незнакомую улицу, пару секунд смотрите на пейзаж, а потом отвернитесь. Помощник пускай задаст вопрос, например: какой автомобильный номер машины стоящей возле магазина или что изображено на рекламном щите. Чтобы восстановить память после инсульта, бродите по улице, а помощник пускай задает вопросы, касающиеся не только того, что вы видели, но и того, что вы ощущали, какие запахи уловили.

Если систематично и усердно тренировать мозг, то вскоре память восстановится.

Источник: http://www.astromeridian.ru/medicina/amnezija.html

Ухудшается память? 19 возможных причин

1. Поражения головного мозга

Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:

а) черепно-мозговая травма. Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.

б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.

в) онкология. Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.

г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.

б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.

Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.

в) Нарушение обмена веществ. Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

а) информационные перегрузки. У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.

б) нехватка витаминов. Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:

  • поддерживают работу ЦНС;
  • защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
  • участвуют в кислородном обмене;
  • снижают показатели свертываемости крови;
  • участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.

    И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.

    в) стрессовые ситуации. В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.

    г) недостаток, неполноценность сна. Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.

    д) вредная пища. Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.

    Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

    4. Хронические интоксикации

    а) курение. Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30%, а у пассивно курящих – на 25%.

    б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него. Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.

    в) наркомания. Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.

    г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец).

    Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

  • Амальгама (в зубных пломбах). Пломба среднего размера содержитмкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
  • Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
  • Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.

    Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.

    д) злоупотребление лекарственными препаратами. Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.

    В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

    5. Возрастные изменения организма

    Комментарии

    А я ещё удивлялась, что ж память-то хуже стала.

    Источник: http://fitfan.ru/health/6011-ukhudshaetsja-pamjat-19-vozmozhnykh-prichin.html

    Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

    Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

    Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

    Большая загадка – память человека

    Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

    Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

    Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

    Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

    Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

    Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

    Почему случаются провалы в памяти?

    Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

    Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

    Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

    Причины нарушения памяти у детей

    Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

    • Недостаток витаминов, анемии;
    • Астению;
    • Частые вирусные инфекции;
    • Черепно-мозговые травмы;
    • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
    • Плохое зрение;
    • Опухоли головного мозга;
    • Психическое расстройство;
    • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
    • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

    Причины проблем у взрослых

    У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

    Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

    Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

    Дисмнезии

    Феноменальная память или психическое расстройство?

    Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

    Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

    Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

    • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
    • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
    • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

    Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

    Плохая память

    Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

    Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

    Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
    • Артериальная гипертензия.
    • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Атеросклеротический процесс.
    • Начальная стадия шизофрении.

    Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

    «Тут помню – тут не помню»

    При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

    Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
    1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
    2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
    3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
    4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
    5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

    Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

    Это ж надо такое выдумать!

    Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

    • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
    • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
    • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
    • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
    • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

    Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

    Снижение концентрации внимания влияет на память

    К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

    1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
    2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
    3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

    Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

    Дети быстрее забывают

    Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

    Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

    • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
    • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
    • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

    Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

    У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

    Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

    Прежде лечения

    Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

    1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
    2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
    3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

    Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

    В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

    В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

    Лечение и коррекция

    Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

    Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

    Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

    Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

    Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

    Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

    Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

    Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

    Источник: http://sosudinfo.ru/golova-i-mozg/narusheniya-pamyati/

  • admin
    admin

    ×