Что такое бобат терапия

Бобат терапия

Бобат-терапия получила свое название от имен ее создателей, профессора неврологии и психиатрии Карела Бобат и его супруги физиотерапевта Берты Бобат. Свое начало берет еще вгода XX века. По сути, является нейроразвивающей терапией и в настоящее время является одной из основных в реабилитационной работе с детьми, имеющими органические поражения центральной нервной системы.

Оглавление:

Основная идея Берты Бобат — взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр — головной мозг.

Бобат-терапия может применяться в любом возрасте ребенка, от рождения и до 18 лет, не зависимо от степени поражения ЦНС, но лучшие результаты достигаются при более раннем начале терапии. Бобат-терапия применяется так же и в реабилитационном процессе взрослых.

Рождаясь, ребенок наделяется определенными врожденными рефлексами, которые помогают ему жить во внешней среде в первые месяцы жизни. Затем, по мере приобретения жизненного опыта, врожденные рефлексы замещаются установочными. При поражении ЦНС мозг ребенка от общения с внешним миром получает искаженную информацию. Создаются условия для формирования приспособительных, компенсаторных стереотипов движений, которые являются патологическими и тормозят, делают невозможным нормальное развитие нервной системы.

Суть Бобат-терапии в использовании определенных поз, положений тела ребенка, подавляющих патологические рефлексы и развивающих правильные моторные навыки. Важно, что бы развитие моторных навыков совпадало с последовательностью физиологического развития ЦНС: удержание головы – переворачивание – сидение – ползание – стояние — ходьба. Иными словами, необходимо в реабилитационном процессе пройти все физиологические этапы развития моторных навыков, восстановить потенциал ЦНС и развить правильные двигательные стереотипы.

Бобат-терапия эффективнее если ребенок является не пассивным объектом поз-положений, вынужденно находящийся в том или ином положении, а принимает необходимые позы в динамике, в результате спонтанной двигательной активности. Ваша задача, с помощью определенных поз, «лепить» правильные движения ребенка. В идеале занятие Бобат-терапией должно напоминать игру. Подумайте, какую игрушку и как вам нужно преподнести ребенку, что бы он занял нужную вам позу и не протестовал против нахождения в ней. Задача упрощается при работе с детьми старшего возраста, когда ребенок осознанно принимает участие в реабилитационном процессе.

Бобат-терапия должна носить непрерывный характер и стать образом жизни ребенка. Для неё не должно существовать периодов и временных интервалов. Применяйте её постоянно, круглосуточно и круглогодично. И терпения Вам!

Бобат-терапия. Поза №1

Бобат-терапия. Поза №2

Бобат-терапия. Поза №3

Бобат-терапия. Поза №4

Бобат-терапия. Поза №5

Бобат-терапия. Поза №6

Бобат-терапия. Поза №7

Бобат-терапия. Поза №8

Бобат-терапия. Поза №9

Бобат-терапия. Поза №10

Бобат-терапия. Поза №11

Бобат-терапия. Поза №12

Бобат-терапия. Поза №13

Бобат-терапия. Поза №14

Бобат-терапия. Поза №15

От автора

Дорогие друзья и гости, напоминаю вам, что все статьи блога носят исключительно информационный характер. Консультация со специалистами обязательна.

Если вам понравилась статья, вы можете сказать мне — «Спасибо», оставив комментарий или нажав на кнопки социальных сетей в конце статьи. Мне важно ваше мнение!

При копировании материалов и использовании их на других ресурсах, пожалуйста, оставляйте активную ссылку на сайт dcpmama.ru

Если вы хотите задать вопросы автору или выразить пожелания пишите на e-mail:

Похожие записи

Социально-адаптивные туры «Мы вместе» в горы Адыгеи

Тибиальный синдром в клинической картине ДЦП

Анималотерапия — животные целители

3 коммент.

Алексей

Галина, спасибо большое!

Алексей

Здравствуйте. А есть более подробная информация по такой укладке ребенка? Так как тут тема не до конца раскрыта. Тут показаны позы, а как это правильно делать, сколько по времени и .т.д не чего не написано. Если можно скиньте информацию, очень нужно.

Галина

Здравствуйте, Алексей! Дополнила статью pdf файлом книги «Принцип Войты». Есть возможность читать книгу на сайте или скачать файл. Замечу, что на мой взгляд, как бы ни хороша и подробна была книга, разумным было бы взять несколько уроков у практикующего войта-терапевта, а затем переходить к самостоятельным занятиям.

Добавить комментарий Cancel Reply

Подписка на новости сайта

Рубрики блога

Что обсуждают?

Галина | 06 Мар Рубрика: Ассистивные технологии для людей с двигательными нарушениями

Магазины компьютерной техники. Чаще всего под заказ привозят. .

Валентина | 01 Мар Рубрика: Ассистивные технологии для людей с двигательными нарушениями

а где можно приобрести такой компьютер?((( Если кто знает — подсажите, .

Галина | 08 Фев Рубрика: Рефлексонормализующая гимнастика

Ирина, конечно 2 года лучше чем 5, в реабилитационных прогнозах. И тем .

Страница в Google+

Facebook

Друзья блога

Реклама

© ДЦП-мама || Сайт для родителей особенных детей

Источник: http://dcpmama.ru/nejrorazvivayushhaya-gimnastika.html

Бобат-терапия — методика физической реабилитации больных ДЦП

Методика Берты и Карла Бобатов получила широкое распространение в Европе сх гг. XX в. Философия Бобат-терапии в целостном функциональном подходе к ребенку не утратила своего значения и сегодня. Бобат-терапия предусматривает коррекцию ис отдельного движения, а функции различных систем организма, определяя конечный результат лечения.

Основные методы Бобат-терапии

1) онтогенетический подход к лечению согласно этапам двигательного развития ребенка;

2) рефлекс-запрещающие позиции — использование в реабилитации таких поз и положений различных звеньев тела, которые будут тормозить патологические тонические рефлексы;

3) управление движением из ключевых точек, акцент на качестве движения;

4) при организации движений применяются приемы как ин-гибиции (подавления непроизвольных движений), так и фацили-тации (облегчения выполнения движений) с целью стимуляции нейрофизиологического сервиса двигательной сферы;

5) командная работа с ребенком (члены семьи, воспитатель, врач ЛФК, невролог, ортопед, инструктор-методист ЛФК, психолог, педагог);

6) лечение должно быть функциональным для адаптации ребенка к повседневной жизни.

Принципы Бобат-терапии

В Бобат-терапии применяются следующие принципы:

  • лечение не должно причинять боль;
  • ребенку необходимо дать время на адаптацию;
  • реабилитация должна быть разнообразной и комплексной;
  • при работе с ребенком необходимо установить контакт, чтобы он доверял вам и расслаблял мускулатуру при выполнении заданий;
  • сообщать цели реабилитации как ребенку, так и родителям, реально оценивая его возможности;
  • постоянно проводить повторную оценку функционирования ребенка для коррекции физической реабилитации.

Главными аспектами реабилитации при ДЦП являются вертикализация и баланс. Для поддержания вертикального положения туловища необходим постуральный контроль.

При ДЦП двигательные нарушения мешают оптимальному развитию движений — патологические паттерны влияют на все сферы деятельности: сенсомоторное, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие.

Важно оценить, что мешает ребенку выполнить то или иное Действие, как он осваивает соответствующие возрасту навыки.

В физической реабилитации по методике Бобат-терапии необходимо выбрать ключевые точки для обучения функциональному движению. При этом можно использовать механическую фиксацию различных звеньев тела (шины, стояки, ходунки, кресла, коляски), но эти приспособления не должны ограничивать движений ребенка.

При работе с верхними и нижними конечностями важна фиксация проксимальных отделов — чем лучше стабилизация проксимальных звеньев, тем легче работа и больше объем движений в дистальных звеньях конечностей. Темп выполнения упражнений индивидуален и зависит от возраста ребенка, нарушений психики, формы церебрального паралича, степени тяжести двигательных нарушений и др.

Тактика обучения ребенка с ДЦП различным двигательным умениям

1. В исходном положении лежа на спине за счет действия симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) происходи! разгибание шеи, рук и сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. Для редуцирования СШТР можно использовать валик или клиновидную подставку иод голову.

2. В исходном положении лежа на животе за счет действия патологических тонических рефлексов голова опущена вниз, руки согнуты во всех суставах и приведены. Для редуцирования СШТР и ЛТР важно приподнять голову, выдвинуть руки вперед после их предварительного встряхивания и покачивания, положив под грудь клиновидную подставку, валик или мяч (фитбол).

3. Для стимуляции поворотов со спины на живот и с живота па спину тренировать последовательную ротацию по сегментам сначала ног, затем таза и туловища.

4. Для выработки статического навыка — сидения — требуется стабилизация таза и силовая выносливость мышц брюшного пресса и разгибателей спины. При сидении используется валик между бедер с целью расслабления приводящих мышц и разведения бедер. Такая посадка освободит верхнюю часть туловища и руки для функционирования.

5. Переход из положения сидя на стуле в положение стоя важен для развития способности переносить вес тела и координации движений верхних и нижних конечностей.

6. Для устойчивости стояния и подготовки к ходьбе вначале используется стул, стол, затем стояки, стендеры. С помощью этих приспособлений развиваются билатеральные навыки, интегри-рованно используется правая и левая половина тела. При этом следить за правильным положением головы, туловища и конечностей.

7. Ходьба — сложный двигательный акт, на ходьбу энергии тратится в 1,5-2 раза больше, чем на сидение, а при ДЦП — в 20 раз больше. При ходьбе у ребенка с ДЦП нарушен баланс между мышцами-агонистами и антагонистами — согнуты тазобедренный и коленный суставы, бедра приведены и ротированы внутрь, стопы в эквинусном положении. С помощью специальных приспособлений (например, параллельных брусьев) добиваться правильной биомеханики ходьбы с коррекцией порочных установок туловища и суставов нижних конечностей.

Условия двигательной активности

При организации Бобат-терапип важна двигательная активность при следующих условиях:

  • постуральный тонус должен быть достаточно высоким, чтобы противостоять силе тяжести массы тела, по достаточно низким, чтобы осуществить движение;
  • взаимодействие мышц должно осуществляться на реципрок-ной основе: проксимальная фиксация для дисталыюй лабильности, контроль мышц-агонистов и антагонистов для синхронизации, ранжирования и направления движения;
  • соблюдать автоматические схемы движения, которые формируют фон основных движений, обеспечивая их постурадьную коррекцию.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. — М.: Советский спорт, 2010.с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЦП.

Источник: http://reabilitaciya.org/travmy/detskie-zabolevaniya/847-bobat-terapiya-metodika-fizicheskoj-reabilitaczii-pri-dczp.html

Бобат-терапия – не лечение, а образ жизни

Бобат-терапия была основана вх годах ХХ века профессором неврологии и психиатрии Карелом Бобатом и его женой физиотерапевтом Бертой Бобат. Благодаря наблюдениям Берты о положительном влиянии определенных действий на её пациентов, перенесших инсульты или травмы нервной системы, её муж сформулировал теоретическую концепцию Бобат-терапии или нейроразвивающий терапии. Она заключается в коррекции отдельных движений, которые при церебральных параличах значительно искажены и мешают правильному развитию ЦНС.

История Бобат-терапии

После окончания Второй Мировой Войны супруги Бобаты переехали в Великобританию и совместно с логопедами, эрготерапевтами, педагогами начали работать с детьми с диагнозом ДЦП и заметили, что дети намного лучше поддаются лечению и достигают лучших результатов. Постепенно менялись и принципы терапии. Если изначально использовались специальные положения тела ребенка для уменьшения спастичности и специальные сенсорные стимулы, то после стимуляцию стали использовать в динамике.

В Лондоне был создан центр Бобат-терапии, в котором супруги работали до 1980-х годов, после чего передали его своим последователям. Сегодня школы, в которых лечат детей по методу Бобат, работают по всему миру, так как эта методика признана официальной медициной как наиболее успешная по реабилитации детей с органическими патологиями ЦНС и последствиями других заболеваний.

Суть методики Бобат-терапии

Концепция метода Бобат-терапии основывается на понятии о генетически заложенном плане развития центральной нервной системы. Этот генетический план и представляет собой программу развития здорового ребенка.

Новорожденный ребенок наделен базовыми рефлексами, которые помогают ему общаться и устанавливать контакт с окружающей средой. До трех месяцев работает этот врожденный рефлекторный способ коммуникации. С трехмесячного возраста начинает формироваться новый вид поведения, который регулируется сенсорными стимулами извне. Поступает множество сигналов для определенных анализаторов (зрительного, слухового, вестибулярного и т.д.) и в результате их обработки вырабатываются правильные моторные реакции.

Если в силу заболевания в головной мозг поступают искаженные сигналы, которые не совпадают с генетической программой развития и соответственно неправильно обрабатываются, то в результате вырабатываются патологические приспособительные двигательные реакции и возникают осложнения в виде атрофий, контрактур, спастики.

Суть самой методики Бобат в том, что используются специальные сигналы (зрительные, слуховые, положения тела в пространстве), которые заставляют работать больные структуры нервной системы, корректируют их работу соответственно других функциональных систем и подавляют патологические моторные и позиционные рефлексы.

Этапы развития Бобат-терапии

До 1970-х годов ребенок был пассивной личностью, которая только «принимала» определенные сигналы и «получала» лечение. Основным подходом было применение различных приемов, укладок и положений тела для снижения спастики отдельных мышечных групп, подавления патологических рефлексов и контроля сигналов, которые поступают в мозг.

Со временем авторы сделали выводы, что снижение патологических рефлексов в конкретных положениях тела являются временными и не закрепляются на будущее для выполнения движений.

Поэтому основной тезис метода был изменен и корректирующие стимулы стали использовать во время произвольных движений ребенка. Это позволяет ребенку самому использовать все свои внутренние возможности восстановления и выработать правильные моторные реакции для удерживания равновесия и гармоничных движений.

Основные принципы Бобат-терапии:

  1. Использование эволюционного подхода к терапии соответственно этапам нормального двигательного развития ребенка.
  2. Специальные позиции – в лечении используются позы и положения тела либо его частей, которые подавляют развитие патологических рефлексов.
  3. Моделирование качественно правильных движений ребенка.
  4. При формировании двигательной активности используются приемы «ингибирования» (сдерживание самопроизвольных движений) и «фацилитирования» (помощь в выполнении движений) с целью стимулирования собственного нейрофизиологического контроля двигательной сферы.
  5. Коллективная работа с ребенком – члены семьи ребенка, воспитатели, логопеды, врачи ЛФК, неврологи, ортопеды, психологи, педагоги – в реабилитации пациента должны быть задействованы все возможные направления развития нервной системы.
  6. Социализация больного – целью лечения должна быть адаптация ребенка к повседневной нормальной жизни.

На видео суть и основные цели Бобат-терапии:

Когда можно начинать проводить занятия по методике Бобат?

Работать по методу Бобат возможно в любом возрасте ребенка – от периода новорожденности до совершеннолетия. Но естественно, лечение тем успешнее, чем ранее оно начато. Наиболее эффективным является очень раннее вмешательство в процесс развития ребенка – до трехмесячного возраста, во время первоначального накопления сенсорной информации.

Нет определенных неврологических критериев, по которым с ребенком может начинать работать бобат-терапевт. Применять методику можно как в случае минимальных мозговых дисфункций, так и при тяжелых органических патологиях. В идеале начинать работу с такими детками необходимо еще в отделении патологии новорожденных.

Как проводятся занятия Бобат-терапии?

Кабинеты для проведения Бобат-терапии выглядят как игровые комнаты, да и сами занятия кажутся всего лишь игрой. Действительно установить контакт с ребенком, а тем более больным, возможно только посредством игры. Однако каждый игровой элемент и каждая игрушка в руках опытного специалиста несет строго дозированные сигналы, которые обнаруживают генетически заложенные в ребенке потенциалы развития и не дают формироваться патологическим стандартам.

На фото процедура Бобат-терапии

Как долго необходимо проводить занятия Бобат-терапией?

Процесс лечения начинается с первых мгновений занятий ребенка со специалистом в кабинете врача и продолжается родителями в домашних условиях. На занятиях должен присутствовать один из родителей маленького пациента, (обычно это мама) который должен обучиться элементам нейроразвивающей терапии и перенести их потом домой. Далее эти элементы необходимо постоянно применять в процессе роста и развития малыша. Часто для родителей именно это и является самым сложным моментом, так как это противоречит их понятиям о реабилитации как о временном лечебном влиянии, как например, курс массажа или физиотерапии.

Родители являются главными в процессе социализации и реабилитации ребенка. Именно они должны привносить в жизнь ребенка изменения, которые будут содействовать его развитию. И в данном контексте, Бобат-терапия – это не курс лечения, это образ жизни, который нужно принять и изменить не только жизнь ребенка, но и своё представление об укладе жизни и реабилитации ребенка.

Бобат-терапевт работает не только с больным ребенком, а со всей семьей в целом – учит как «обходить» нарушения поведения у ребенка, решает и психологические проблемы родителей, корректирует и вводит новые элементы терапии по мере того, как ребенок развивается, приобретает новые и закрепляет уже полученные навыки, дает оценку результатам работы.

Лечение по методу Бобат в медцентре Эвексия

В медицинской клинике Эвексия по методу Бобат-терапии работают высококвалифицированные специалисты, которые обеспечивают проведение курса реабилитации с максимальным комфортом для ребенка и его семьи.

Основные принципы работы с ребенком в центре Эвексия:

  • Обучение функциональным моделям движений, а не работа с отдельными группами мышц.
  • Обучение сенсорного восприятия двигательной активности.
  • Упрощение естественных правильных и подавление патологических моделей движения.
  • Цели реабилитации определяются стадией развития двигательных возможностей ребенка, его возраста и возможностей.
  • Работа проводится совместно с членами семьи ребенка.

Источник: http://gidmed.com/novosti/bobath-theraphy.html

Бобат-терапия: особенности, обучение, упражнения, эффективность и отзывы

Сфера реабилитационной медицины весьма перспективна — она ставит пациентов на ноги в буквальном смысле слова, причем это касается даже людей с тяжелыми заболеваниями и хроническим неврологическим дефицитом. Бобат-терапия является одним из направлений это сферы, но что скрывается за непонятным термином? Последствия каких заболеваний она поможет устранить, какие есть противопоказания? Об этом мы и поговорим в этой статье.

О системе

Ее можно назвать концепцией по восстановительному лечению пациентов, имеющих органические поражения головного мозга. Упражнения бобат-терапии принесут пользу в реабилитации людей, страдающих такими заболеваниями как субарахноидальные кровоизлияния, острые нарушения мозгового кровообращения, церебральный паралич.

Карл и Берта Бобат еще в сороковые годы прошлого века разработали принцип ведения больных с неврологической недостаточностью. Многочисленные исследования и клинические наблюдения доказали эффективность их метода реабилитации пациентов с нарушениями мозгового кровообращения и детским церебральным параличом (ДЦП).

Бобат-терапия для детей и взрослых является не просто сводом правил и упражнений, это целая система ухода за больным.

Основные методы

Онтогенетический подход: физиотерапевт должен следовать постепенному развитию навыков и физической активности у пациента, подобно тому, как здоровый ребенок постепенно проходит все стадии развития одну за одной. Он учится переворачиваться на живот, ползать, и только затем садиться, подниматься и ходить. Нельзя «перепрыгнуть» какую-либо из этих стадий.

Снижение патологического гипертонуса: за счет выбора упражнений физиотерапевт нормализует мышечный тонус — это ключевой момент в коррекции неврологического дефицита.

Двигательные точки: бобат-терапия подчиняется правилу «меньше, да лучше». Внесение в работу с пациентом основных двигательных точек основывается не на их количестве, а на качестве выполняемых упражнений.

Ингибиция: все движения используемые при реабилитации должны быть направлены на ингибицию (снижение силы и количества непроизвольных движений). Также упражнения могут быть направлены на фалицитацию — работу над облегчением выполнения целенаправленных действий.

Главный принцип остается неизменным — это целенаправленность. Упражнения бобат-терапии для детей с ДЦП позволяют адаптировать маленького пациента к повседневной жизни. То же касается и других заболеваний. Однако перед тем как начинать процедуру, физиотерапевт обязан оценить навыки и умения ребенка. Это поможет ему сделать выводы о причинах определенного неврологического дефицита.

Процесс лечения

Первое, чего должен добиться физиотерапефт при лечении детей с ДЦП — это умения пациента ровно стоять на ногах и подавления мышечного гипертонуса. Пациенты, перенесшие инсульт, с помощью этой терапии смогут справиться с параличами и парезами, улучщится координация движений.

В процессе работы очень важно установить между терапевтом и пациентом доверительный контакт. Только в этом случае возможно добиться полного расслабления мышц у пациента. Врач должен держать больного или его законных представителей в курсе прогнозов, целей и задач, поставленных в ходе терапии, потому что работа ведется совместно.

Если пациент испытывает во время упражнений болевые ощущения, следует немедленно прекратить. Важна плавность движений: все должно совершаться в пределах зоны комфорта. Не следует сразу ждать результатов, так как больному нужно время для адаптации к нагрузкам.

Врачу необходимо применять комплексный подход, реабилитация принесет результат только если она будет разносторонней.

Физиология

Бобат-терапия направлена на фиксирование тела пациента в физиологическом положении. Для этого терапевт пользуется различными приспособлениями, такими как шины, ходунки, инвалидное кресло и стойки, однако они не должны ограничивать произвольные движения. Врач-физиотерапевт обязан постоянно следить за продолжительностью и интенсивностью упражнений.

В зависимости от симптомов поражения ЦНС он составляет в каждом случае индивидуальный план лечения. Важно! То, что принесло пользу одному пациенту, может быть совершенно бесполезно в случае с другим!

Бобат-терапия может быть очень эффективна при соблюдении правильной техники. Примеры некоторых упражнений бобат-терапии для детей имеются в свободном доступе в сети, это поможет составить некоторое представление о ней. Однако не следует применять их без консультации с врачом.

Воздействие

При работе с пациентом используется стол для бобат-терапии. Все упражнения основаны на естественных физиологических реакциях организма.

Например: при положении лежа на спине у пациента происходит рефлекторное выпрямление рук, шеи, и приведение к туловищу согнутых в коленях ног. Патологический рефлекс можно устранить подложив под голову жесткую подушку или валик.

Во время переворачивания на живот патология провоцирует сгибание головы вниз и опускание на поверхность, а так же приведение рук к туловищу. Снизить патологическую активность мозга можно приподняв пациенту голову и переместив его верхние конечности вперед. Под его грудью должен быть расположен фитбол или валик. Если мышцы верхних конечностей сильно напрягаются, рекомендуются расслабляющие упражнения: покачивания, встряхивания, массаж.

Поочередная ротация нижних конечностей, таза и торса позволяет стимулировать перевороты с живота на спину и наоборот.

Развитие навыков

Сидение — это важный статический навык, он требует тренировки мышц спины и брюшного пресса (живота). Чтобы стабилизировать нижнюю часть туловища и разгрузить часть мышц, врач располагает валик между бедер пациента.

Устойчивое стояние — один из самых важных навыков, приобретаемых с помощью бобат-терапии. Для его тренировки сначала используются специальные приспособления, а затем любые опоры, например стул, стена или стол.

У детей с ДЦП ходьба, как сложнейший акт движения, отнимает огромное количество энергии. Правильная биомеханика и правильное содействие туловища и нижних конечностей добивается при помощи различных приспособлений, например брусьев.

Когда ждать результаты?

Стоит помнить, что случай каждого пациента индивидуален, однако точно можно сказать одно: чем чаще ведутся занятия, тем более качественный и быстрый результат будет получен. Чтобы обеспечить больному полноценный уход и регулярность занятий, изучать принципы бобат-терапии следует и родственникам пациента. Для этого нужно проконсультироваться с врачом-физиотерапевтом.

Книги

Бобат-терапия в наше время неплохо освещена и в литературе. Некоторые из них есть на просторах интернета в свободном доступе, некоторые можно купить.

«Помощь детям с церебральным параличом», автор Ренате Хольц, поможет и врачам, изучающим бобат-терапию, и родителям больного ребенка получить знания о различных приспособлениях, о том, как их подбирать и адаптировать для малыша. Также книга содержит информацию о самостоятельном изготовлении простейшего оборудования, так как покупка того или иного приспособления часто бывает проблематична.

Особенностью книги является указание оригинальных названий немецких приспособлений и оборудования. Большинство из них в России не достать, однако можно заказать через интернет.

Еще одна полезная книга написана Сью Рейн, Мери-Линч Эллерингтон и Линзи Медоуз, и носит название «Бобат-концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации». Она была издана в 2013 году, авторы состоят в Британской ассоциации консультантов этой концепции. Их книга — это иллюстрированное пособие, предлагающее подробное описание исследования теоретических основ и клинического воздействия терапии бобат, примеры упражнений при ДЦП и описание приспособлений.

В книге отлично отражено развитие концепции Берты и Карела Бобат. Эволюция одного из основных принципов терапии — это осознание того, что ингибирование достигается эффективнее всего, если пациент занят повседневной деятельностью. Книга содержит не только общее введение в теорию бобат-терапии, но и практические рекомендации по упражнениям: например, переход от сидения к стоянию и ходьбе, движение в различных положениях и ситуациях. Многим будет полезно ознакомиться с описанием клинически случаев.

Оборудование своими руками

Далеко не в каждом российском городе есть центры терапии, что уж говорить о приобретении специализированного оборудования? Как говорилось выше, в книге Ренате Хольц освещен вопрос о том, какие приспособления можно сделать самим. Как правило, это простейшее оборудование, к примеру, стол для бобат-терапии — одно из самых главных и многофункциональных технических устройств. Иногда его называют кушеткой для бобат-терапии. Бобат-терапия (упр., 8 фото) требует широкой рабочей поверхности, на которой сможет поместиться как пациент, так и терапевт. Высота стола обычно легко регулируется, в некоторых моделях есть специальный ножной рычаг.

Его устройство действительно сложное, однако при желании самостоятельно можно изготовить даже такой стол. Все зависит только от личного времени, желания и наличия нужных инструментов. Подробные видео об устройстве тех или иных приспособлений для бобат-терапии также можно найти в свободном доступе. Чаще всего производители оборудования сами снимают подробные обзоры своих продуктов.

Отзывы

Бобат-терапия часто используется для коррекции детских физиологических реакций. Центры, в которых есть специалисты по этой методике, могут поделиться положительными отзывами от сотен счастливых родителей. Этот комплекс помогает не только пациентам с тяжелыми неврологическими нарушениями, но и просто с задержками в физиологическом развитии. Например, если в девять месяцев ребенок еще не ползает и сам не садится — бобат-терапия поможет ускорить развитие. В таком случае даже неполный курс можешь «подтолкнуть» организм ребенка к действию.

Этот комплекс помогает не только пациентам с тяжелыми неврологическими нарушениями, но и просто с задержками в физиологическом развитии. Например, если в девять месяцев ребенок еще не ползает и сам не садится — бобат-терапия поможет ускорить развитие. В таком случае даже неполный курс можешь «подтолкнуть» организм ребенка к действию.

/ Что такое БОБАТ ТЕРАПИЯ

Откуда берет начало концепция Бобат и какое место занимает в современной иерархии методов медико-социальной реабилитации? Фундамент концепции нейроразвивающей терапии был заложен супругами Бобат в Чехии еще в 30–40-х годах ХХ века. Карел Бобат (1906–1991) в то время был профессором неврологии и психиатрии. Берта Бобат (1907–1991) работала физиотерапевтом в реабилитационном центре со взрослыми пациентами, которые перенесли инсульт или травмы центральной нервной системы. Замечая, как определенные действия вызывают положительные сдвиги у ее пациентов, Берта делилась наблюдениями с супругом, который впоследствии научно обосновал этот практический опыт с позиций тогдашних представлений о развитии и компенсаторных возможностях нервной системы.

В 1940-х годах в связи с событиями Второй мировой войны супруги переехали в Англию, где Берте пришлось работать в системе помощи детям с патологией нервной системы вместе с педагогами, логопедами, психологами, эрготерапевтами. Берта заметила, что ее подход, основанный на нейрофизиологии, у детей дает еще лучшие результаты, чем у взрослых, и что знания и навыки, полученные от реабилитологов разного профиля, существенно обогащают методику и расширяют ее возможности.

Первая в мире школа Бобат-терапии была открыта в Лондоне (Великобритания) основателями концепции. Сегодня кроме лондонского центра подготовка реабилитологов по системе Бобат проводится в Германии. В этих двух странах концепция получила наивысшее развитие и была интегрирована в работу большинства реабилитационных и специальных детских учреждений. Элементами Бобат-терапии владеют многие специалисты, которые принимают участие в реабилитационном процессе: неврологи, психологи, эрготерапевты, педагоги и др. В наше время Бобат-терапия признана медицинским сообществом как один из наиболее эффективных подходов к реабилитационной работе с детьми, которые имеют органические поражения, пороки развития ЦНС или неврологические последствия других заболеваний.

Концепция Бобат опирается на представления о генетически ­детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.

Чего мы только не предпринимали: обследовались и лечились в известных клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, молились Богу, ходили к народным целителям. Но все эти методы были малоэффективны. Алина к двум с половиной годам едва научилась сидеть, да и то с опорой, говорила всего несколько слогов. В садик ее не брали из-за тяжелой формы болезни, и она была обделена даже общением с другими детьми.

При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.

Суть Бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний(зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательное условие — применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.

В течение десятилетий концепция Бобат прошла определенную эволюцию. До 1970-х годов основой подхода было применение специальных положений тела, укладок и приемов, которые позволяют контролировать поток сенсорной информации к головному мозгу, уменьшать спастичность определенных групп мышц, угнетать патологические рефлексы. Ребенок был относительно пассивным субъектом лечения. В дальнейшем авторы концепции пересмотрели ее основные положения и пришли к выводу, что угнетение патологических рефлексов в вынужденных положениях тела является временным и не закрепляется при выполнении ребенком других движений, поэтому корректирующие сенсорные стимулы следует применять в динамике, во время спонтанной двигательной активности ребенка. Это дает возможность ребенку самостоятельно реализовать свой потенциал восстановления, сформировать правильные реакции удержания равновесия и двигательные модели.

Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте ребенка — от рождения до 18 лет, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве — до трехмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

Оборудование кабинета Бобат-терапии напоминает игровую комнату, да и сам процесс терапии для человека непосвященного выглядит как игра. Действительно, контакт с детьми младшего возраста достигается только в форме игры, но каждая игрушка в руках Бобат-терапевта несет «дозированные» стимулы, которые раскрывают генетический потенциал развития нервной системы и препятствуют формированию стойких патологических стереотипов. Терапевт четко знает, какие из спецсредств (игрушек) и каким образом предложить ребенку в тот или иной момент согласно поставленным реабилитационным целям и периодам развития нервной системы.

Процесс терапии начинается с первых минут пребывания ребенка в кабинете и переносится родителями в привычные для него домашние условия. Родители остаются главными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного ребенка. В нашем центре один из них, как правило, мать, обязательно присутствует на сеансах Бобат-терапии. Обучение родителей элементам нейроразвивающей терапии — нелегкое задание, которое требует от реабилитолога терпения и педагогических навыков. На повторных сеансах специалист оценивает результаты проделанной работы, корригирует элементы терапии или вводит новые по мере приобретения и закрепления ребенком навыков, необходимых для перехода на следующий уровень развития. Бобат-терапия — это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура.

Для достижения результата элементы терапии следует применять столько времени, на сколько это возможно и на сколько хватает терпения у родителей, в идеале — круглосуточно и круглый год. И здесь мы переходим к самому главному — проблеме взаимодействия Бобат-терапевт — семья — ребенок. Специалист Бобат-терапии в первую очередь должен быть психологом и педагогом. Практически у всех детей с патологией нервной системы присутствуют нарушения поведения, которые необходимо «обойти» для построения продуктивного контакта. Кроме того, необходимо преодолеть естественное сопротивление ребенка, вызванное необычной обстановкой и незнакомым человеком. Но все­таки, первая беседа проводится с родителями. Семьи с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, как правило, переполнены психологическими проблемами. При первичном контакте терапевту необходимо быстро определить степень заинтересованности родителей, их готовности к восприятию концепции нейроразвивающей терапии и длительной кропотливой работы, содержание которой очень часто противоречит ложным представлениям родителей о реабилитации.

Авторы статьи называют причины, по которым происходит патологическое развитие ребенка с ДЦП, а также рассказывают о применении научно-практических разработок на основе методик Бобат, Кастилло Моралес, сенсорной интеграции.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//

Что такое бобат терапия

Вы здесь: Главная — Статьи — Другое — Бобат-терапия при спастике

Бобат-терапия при спастике

Мышечная спастичность — это беспорядочное сокращение мышцы, которое является результатом неточной передачи сигнала между головным мозгом или нервной системой и мышцами. Дисфункция головного или спинного мозга может быть вызвана «ударом», корковым параличом, повреждением головного или спинного мозга, опухолями в головном или спинном мозге и различными нервно-мышечными заболеваниями, такими как множественный склероз или латеральный склероз. Некоторые больные с этими заболеваниями и повреждениями не становятся спастическими, но многие становятся. Больные не становятся спастическими сразу после повреждения или болезни. Мышечная спастичность обычно развивается 2-4 месяца спустя после несчастного случая или начала болезни. Неизвестно, как предотвратить мышечную спастичность, а также как предсказать, какой больной станет спастическим. Запущенная мышечная спастичность вызывает контрактуры, в результате которых возрастает потеря функциональности и болевые ощущения. Пассивные упражнения на амплитуду движения не предотвратят мышечную спастичность, но могут предупредить большинство контрактур.

Метод Бобата для снижения мышечной спастичности (для удобства Бобат) был разработан врачом и специалистом в Англии и представляет собой серию эффективных приемов обращения с мышечной спастичностыо. Для некоторых больных этот метод является «мгновенным волшебством», для других результаты видны не так быстро. Переходящий остаток положительного эффекта от одной лечебной процедуры к другой дает в конечном итоге совокупный результат.

Методические рекомендации

  1. Каждое движение повторяотся 3-5 раз во время каждого занятия;
  2. Больной может получать лечение по методу Бобата три раза в день или три раза в неделю;
  3. Чем чаще больной занимается по методике Бобат, тем скорее спастичность снизится, но это справедливо, если больной поддается лечению по этой методике;
  4. Очень важно, чтобы вся процедура осуществлялась медленно, без резких движений. Обстановка должна быть спокойной. Тихая музыка и приятный разговор могут помочь больному расслабиться.
  5. Члены семьи и те, кто ухаживает за больным, обучаются выполнению приемов, специфичных для данного больного. В дальнейшем, человека, выполняющего методику Бобат будем называть специалист.
  6. Как правило, сначала проводится лечение верхней(-них) конечности(-тей). Расслабление верхней(-них) конечности(-тей) часто способствует расслаблению нижних конечностей.
  7. Для понимания сути методики важно знать, что конечности придается такое положение, противоположное тому, которое она стремится принять вследствие гипертонуса.
  8. Различные ортезирования, шинирования и укладки в соответствии с предыдущим пунктом также являются частью методики Бобат и должны применяться в конце занятия или между занятиями. В некоторых случаях даже вместо занятий.
  9. При работе по системе Бобат недопустимы раздражающие воздействия на ладонные поверхности и поверхности свода стопы, а также на любые флексоры, т.к. это провоцирует спастику.

Замечание: когда больной энергично двигает другим суставом, из-за излишка спастичности спастичность возобновится в том месте, где благодаря использованию метода Бобата было достигнуто расслабление. Применения различных предметов, таких как мячи с иголками, аппликаторы, электромассажеры, биостимуляторы или другие, используемые только для восстановления чувствительности, при Бобат терапии применяются крайне осторожно, т.к. неправильное применение тактильного раздражения провоцирует спастику.

Примерная схема методики Бобат

Выбор исходного положения

Бобат для верхних конечностей можно делать, когда больной сидит на стуле с прямой ровной спинкой или лежит на кровати или кушетке. В остальных случаях Бобат обычно проводят в исходных положениях лежа.

Расслабление кисти

Специалист берет большой палец спастической кисти у тенара и плавным равномерным движением подвигает его кнаружи и от кисти. Движение происходит в месте, где наиболее толстая часть большого пальца сходится с запястьем. В зависимости от порога терпимости больного, это движение, возможно, придется делать очень медленно. Эта продедура не должна вызывать боли.

  • Специалист поддерживает это положение в течение 2-3 минут, давая спастическим мышцам кисти и руки время для релаксации.
  • Когда спастические мышцы начали расслабляться, специалист берет кончики четырех пальцев и начинает мягко разгибать пальцы, не дотрагиваясь до поверхности ладони. Движение медленное. Если больной дает попять, что ему больно, вытяжение пальцев ослабляется и возобновляется после того, как боль уменьшится.
  • Когда достигнуто максимальное вытяжение пальцев, сохраняется положение большого пальца и запястье приводится в положение сгибания, разгибания, радиального и локтевого отклонения.
Сгибание плеча

Держа за большой палец руки и поддерживая его в положении экстензии(разгибания) и абдукции(отведения), предплечье перемещается в медиальное положение между пронацией и супинацией. Затем, следуя за стороной большого пальца кисти, рука выводится вперед, сгибая плечо. Когда угол сгибания в плече достигает 90°, специалист кладет одну руку сзади верхней части руки больного чуть выше локтя и продолжает движение. Достигнув максимального сгибания, следует удерживать руку в этом положении для максимального расслабления.

Отведение плеча

Абдукция плеча по Бобату выполняется сохраняя положение экстензии и абдукции большого пальца. Предплечье приводится в супинацию настолько, насколько это возможно. Затем, следуя за той стороной кисти, на которой находится большой палец, производится отведение руки в сторону. Когда абдукция составляет 90°, специалист кладет одну руку сзади верхней части руки больного чуть выше локтя и продолжает движение. После того, как достигнута максимальная абдукция плеча, плечо сгибается под углом приблизительно 75°, затем всю руку мягко тянут вперед и в сторону от туловища для того, чтобы достичь растягивания лопатки.

Положение отдыха

Положение отдыха по Бобату используется тогда, когда достигнуто максимальное расслабление. Оно помогает сохранять релаксацию.

  • В случае, если больной лежит на кровати, его рука перемещается над грудью к противоположной стороне. Больному помогают взяться за локоть другой рукой, чтобы поддержать растягивание плеча. Это самое хорошее положение для больного, который начинает Бобат для нижних конечностей.
  • Если больной сидит, рука кладется на противоположное колено ладоныо вниз. Больному помогают положить сильную руку на ослабленную , держа ее на колене и сохраняя растягивание плеча.
Сгибание и разгибание ноги

Спастичность флексора и экстензора нижней конечности и смешанная спастичность по методу Бобата лечатся одинаково. Отличие состоит в исходном положении ноги больного и в различном положении рук специалиста по мере продвижения лечения. Специалист начинает с того, что захватывает большой палец стопы больного и медленно, но уверенно сгибает его вверх и сохраняет это положение 1-2 минуты, давая достаточно времени для расслабления ноги. Эта процедура аналогична процедуре с большим пальцем руки.

Расслабление согнутой ноги начинается тогда, когда она находится под углом, обычным для больного. Большой палец стопы сгибается вверх, как описано выше, и остается в этом положении.

  1. Больному, у которого спастичность флексора ноги, физиотерапевт постукивает сухожилие экстензора коленного сустава или поглаживает экстензор коленного сустава. Затем специалист спокойно, но решительно толкает верхнюю часть бедра больного прямо над коленом. Нажим осуществляется по направлению вниз, к стопе больного.
  2. Одновременно с толканием в месте прямо над коленом специалист мягко тянет стопу больного вниз и в сторону от туловища.

Расслабление выпрямленной ноги начинается с того, что нога больного, находится в выпрямленном положении. Большой палец стопы согнут и поддерживается в этом положении.

  1. Рука специалиста кладется за и над коленом больного. Боком кисти руки специалист поднимает колено больного. Если колено трудно согнуть, специалист постукивает по сухожилию сзади колена и продолжает поднимать его.
  2. Одновременно с поднятием колена специалист медленно, но уверенно тянет стопу больного назад, по направлению к ягодицам, сохраняя положение пальца стопы.

Специалист просит больного сказать ему, если процедура станет болезненной, и наблюдает за его лицом, чтобы вовремя заметить признаки боли. Если больному становится больно, специалист немного уменьшает нажим и возобновляет его, когда боль проходит.

Отведение ноги

Приемы Бобата для отведения ноги выполняются при максимальном выпрямлении нижней конечности. Больной должен находится в положении лежа на спине в кровати. Поддерживая одной рукой согнутое положение пальца стопы, специалист кладет другую руку на внутреннюю сторону колена больного. Специалист медленно, но уверенно тянет ногу кнаружи в сторону, оказывая значительное давление на колено. Необходимо контролировать ротацию, сохраняя согнутое положение пальца стопы, насколько это возможно.

Ротация бедра

При выполнении приемов Бобата для ротации бедра нога больного находится в согнутом положении. Поддерживая одной рукой палец стопы больного в согнутом положении, специалист кладет другую руку на согнутое колено больного. Рука специалиста находится с внешней стороны колена, когда колено наклоняется вовнутрь, с внутренней стороны, когда колено наклоняется наружу. Колено наклоняется в обоих направлениях так далеко, насколько это возможно. Специалист все время контролирует положение колена. Это упражнение следует выполнять медленно и ритмично. Предполагается, что нога больного будет поворачиваться с большей легкостью в одну из сторон. Специалист наблюдает за лицом пациента, чтобы вовремя заметить признаки боли. При появлении боли, специалист немного уменьшает нажим и возобновляет его, когда боль проходит.

Сгибание и разгибание голеностопного сустава

Сгибание и разгибание в голеностопном суставе необходимо производить медленно, после каждого движения делается пауза для достижения максимального расслабления. Боль не допускается.

При выполнении сгибания назад голеностопного сустава по Бобату одна рука специалиста кладется сверху спастичной ноги больного, а вторая сгибает большой палец. Специалист дает задание больному попытаться согнуть стопу на себя, помогая ему.

При выполнении подошвенного сгибания (плантарной флексии) голеностопного сустава по Бобату одна рука специалиста поддерживает спастичную ногу снизу, а вторая — на большом пальце. Специалист дaет задание больному попытаться согнуть ногу в голеностопном суставе (носок от себя), помогая ему.

Источник: http://altreabel.by/bobat-therapia-pri-spastike.html

Бобат терапия – новый подход к проблеме неврологических нарушений

Медицинская реабилитология – перспективная отрасль медицины, которая буквально «ставит на ноги» пациентов с хроническим неврологическим дефицитом. Одним из направлений этой сферы деятельности является бобат терапия: а что это такое? При каких заболеваниях она помогает, как выполняется и какие имеет противопоказания: давайте разбираться.

Бобат терапия – это концепция восстановительного лечения пациентов с органическими поражениями головного мозга. Метод будет полезен для реабилитации пациентов с:

Суть метода

Принципы ведения пациентов с неврологической недостаточностью были разработаны Карлом и Бертой Бобат еще в 40 годы ХХ века. После многочисленных исследований и клинических наблюдений, доказавших эффективность этой концепции реабилитационного ведения пациентов с ДЦП и нарушениями мозгового кровообращения, она получила широкое распространение по всему миру.

Бобат терапия – это не только свод правил и рекомендованных упражнений, но и целая система ухода за больным человеком. К основным ее методам относятся:

  • онтогенетический подход к реабилитации: как здоровый малыш проходит основные стадии развития, научившись сначала переворачиваться на живот, затем ползать, садиться, вставать и ходить, так и физиотерапевт должен постепенно развивать навыки и физическую активность у пациента;
  • выбор позиций, снижающих патологический гипертонус: нормализация мышечного тонуса – один из ключевых моментов коррекции неврологического дефицита;
  • включение в работу основных двигательных точек: при Бобат терапии акцент внимания ведется не на количестве, а на качестве движения;
  • все движения при использовании этого метода реабилитации направлены либо на ингибицию (уменьшение количества и силы непроизвольных движений), либо на фацилитацию (облегчение выполнения целенаправленных действий).

Знаете, как распознать кровоизлияние в желудочки головного мозга? Характерные признаки и симптомы.

К чему приводят проблемы с кровообращением головного мозга, читайте здесь.

Главным принципом лечения остается его целенаправленность: бобат терапия помогает пациентам адаптироваться в повседневной жизни. Перед началом процедуры физиотерапевт должен провести оценку навыков и умений ребенка с ДЦП и предположить, что может быть причиной того или иного неврологического дефицита.

Принципы лечения

Главной целью терапии при ДЦП является возможность пациента ровно стоять на ногах и подавление мышечного гипертонуса. Пациентам, перенесшим острую мозговую катастрофу (инсульт), этот метод реабилитации поможет справиться с парезами, параличами и улучшить координацию движений. Основными принципами бобат терапии являются:

  • установление доверительного контакта между физиотерапевтом и пациентом: только так можно добиться полного расслабления всех мышечных групп;
  • совместная ответственность: врач должен сообщать пациенту (или его законным представителям) о поставленных целях и задачах, ходе терапии и прогнозах;
  • плавность движений: во время процедуры пациент не должен испытывать болевые ощущения;
  • отложенный контроль результатов: пациенту необходимо дать возможность адаптироваться к нагрузкам;
  • комплексный подход к реабилитации, которая должна быть разносторонней.

В физиологическом плане реабилитации бобат терапия, упражнения для которой в каждом случае подбираются индивидуально, направлена на фиксацию тела пациента в физиологическом положении. Для этого могут использоваться специальные приспособления (ходунки, инвалидное кресло, шины, фиксаторы и стояки). При этом произвольные движения не должны быть ограничены.

Бобат терапия: упражнения и правильная техника выполнения

За интенсивностью и продолжительностью выполнения упражнений должен следить врач-физиотерапевт. Именно он составляет индивидуальный план лечения в зависимости от симптомов поражения центральной нервной системы и общего состояния пациента. При соблюдении правильной техники, бобат терапия очень эффективна: некоторые упражнения вы также можете увидеть на видео.

  1. Когда пациент лежит на спине, рефлекторно у него происходит выпрямление рук и шеи, приведение ног, согнутых в коленях, к туловищу. Чтобы избавиться от патологического рефлекса под голову подкладывается валик или жесткая подушка.
  2. При переворачивании на живот патологическая активность головного мозга провоцируют сгибание головы вниз (она опущена на поверхность), приведение верхних конечностей к туловищу. Нивелировать болезненную активность можно, приподняв голову и переместив руки вперед. Под грудью расположен валик или фитбол. При сильном напряжении мышц верхних конечностей рекомендуются расслабляющие упражнения в виде массажа, встряхивания, покачивания.
  3. Чтобы стимулировать перевороты со спины на живот и наоборот, врач производит поочередную ротацию нижних конечностей, таза и торса.
  4. Тренировка сидения — важного статического навыка требует тренировок мышц живота (брюшного пресса) и спины. Для стабилизации нижней части туловища и разгрузки части мышц, между бедер врач располагает валик.
  5. Для устойчивого стояния используют специальные приспособления, а затем – любую опору (стол, стул, стену).
  6. Ходьба – сложный акт движения, занимающий у пациентов с ДЦП большое количество энергии. Добиться правильной биомеханики и содружественных действий нижних конечностей и туловища можно с помощью брусьев и других приспособлений.

Узнайте, какое питание при инсульте рекомендуют пациентам. Рекомендации диетологов.

О лечении и профилактике ишемии сосудов головного мозга читайте здесь.

Все о ранних признаках ДЦП у новорожденных вы узнаете в этой статье: http://golmozg.ru/deti/rannie-priznaki-dcp.html. Формы и особенности клинической картины.

Чем чаще пациент занимается по данной методике, тем лучший достигается результат. Специалисты пропагандируют изучение принципов бобат терапии родственниками больного для полноценного ухода и регулярности занятий.

Источник: http://golmozg.ru/lechenie/bobat-terapiya.html

admin
admin

×