Скороговорки для развития речи взрослых после инсульта

Скороговорки после инсульта

Процесс восстановление речи после инсульта

Процесс восстановления речи очень длинный

Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось.

Оглавление:

Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.

За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.

Формы расстройств

Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.

  1. Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
  2. Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.

Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.

Лечение афазии и дизартрии

  • Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.

Народные Средства.РУ

Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.

Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.

1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.

2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.

3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.

4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.

5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.

6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.

8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.

9. Поднимите кончик языка вверх и достаньте им мягкое небо.

10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.

Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу

Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.

Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.

Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».

Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Александр Владимирович Гояовков.

Методики восстановления после инсульта. Восстановление речи.

Вторник, 25 Декабря 2012 г. 16:08 + в цитатник

Автор: Головков Александр Владимирович, травовед и специалист по здоровому образу

Надо делать упражнения, вовлекающие в работу мышцы, участвующие в разговоре . Начать с двух раз, прибавлять каждые три дня по одному подходу.

Довести повторение каждого упражнения дораз. Весь комплекс делать 2 – 3 раза в день.

Вытянуть губы трубочкой насекунд, потомсекунд отдохнуть, повторить.

Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу насекунд, потомсекунд отдохнуть, повторить.

Верхними зубами захватить с напряжением нижнюю губу насекунд, потомсекунд отдохнуть, повторить.

Максимально высунуть язык и при этом потихоньку вытянуть шею вперёд на 3 секунды, возврат в исходное положение в тече speech rehabilitation after stroke ние 3-х секунд.

Облизать губы — сначала справа налево верхнюю, потом слева направо. Потом облизать справа налево нижнюю губу, потом слева направо.

Облизать все губы по кругу — сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

Попробовать сложить язык трубочкой и вытянуть его. Подержать 3 секунды.

Приоткрыть рот, попробовать сложить язык "чашечкой" и подержать 3 секунды. Закрыть рот.

Вот рту поднять кончик языка вверх, и кончиком языка попробовать достать мягкое нёбо.

Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком провести между верхними дёснами и щеками. То есть поместить кончик языка между левой верхней десной и внутренней частью левой щеки, провести язык вперёд (между передними верхними зубами и верхней губой), и вести к соединению правой верхней десны и внутренней части правой щеки. Потом назад.

Следующее упражнение выполняется с помощником

Пусть Ваш помощник начинает говорить слово, а Вы его заканчиваете.

Например, помощник говорит: "Сейчас по улице бежит соба…", а Вы заканчиваете "ка".

Начинайте с одного слога. Потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит "По небу плывут белые об. ", а Вы заканчиваете "лака".

Ничего страшного, если Ваши первые попытки будут напоминать мычание. При должном старании речь очень скоро наладится.

Пусть помощник сядет рядом с Вами, и поёт тихо, вполголоса, доброжелательным тоном, и втягивает Вас в пение. Пойте вместе с ним.

Очень хороший эффект даёт проговаривание скороговорок. Причём для тренировки работы губ подходят скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В».

Скороговорки со звуками Б-П:

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок». «У быка бела губа была тупа». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.»

Скороговорки со звуками Л-В:

«Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.»

«В чистом поле – холм с кулями. Выйду нА холм, куль поправлю.»

«Сшит колпак да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.»

«Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.»

Источник: http://heal-cardio.ru/2015/10/26/skorogovorki-posle-insulta/

Скороговорки для развития речи взрослых после инсульта

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек

Бабкин боб расцвел в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

У Бори винт. У Вити бинт.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре — барбариску.

Все бобры добры для своих бобрят.

Под кроной дуба Люба.

Буйный Бука бузит,

Бука Бяке дерзит,

Бяка Буку тузит.

Купила бабуся бусы Марусе.

Бык бодается с быком.

Убегают все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

Бык буянил перед дубом,

Тряс под дубом бурым чубом.

Дуб схватил его за чуб. —

Не буянь! — воскликнул дуб.

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

Бравый корнет взошёл на корвет,

Корнет с корвета шлет всем привет.

Бравый корнет взошёл на корвет,

Корнет с корвета шлет всем привет.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Две кваквы в аквалангах квакали, кувыркаясь в акватории.

Вавилу ветрило промоклосквозило.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Траляваля драла траву во дворе у Валятраля

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Проворонила ворона воронёнка.

На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,

Источник: http://life-after.ru/publ/

Как вылечить речевые расстройства после инсульта?

Инсульт — самая распространенная причина смертности среди людей пожилого возраста.

Инсульт делится на 2 типа: ишемический и геморрагический. При ишемическом инсульте происходит закупорка сосудов. Способствуют этому тромбы, сужения или спазмы сосудов, атеросклероз. Геморрагический инсульт характеризуется кровоизлиянием в мозг.

Как ишемический инсульт, так и геморрагический, таят в себе много опасностей. Атака может повлиять на работу всего организма и дать дополнительную нагрузку на сердце.

Наиболее распространенные причины появления инсульта:

  • слабые сосуды;
  • повышенное артериальное давление;
  • сахарный диабет.

Для того, чтобы быстрее прийти в норму, необходимо как можно раньше начать восстановительный процесс, включающий в себя тренировку физического и психического состояния. Одной из самых трудных проблем считается потеря речи. Она может быть частичной, но довольно часто наблюдается и полное отсутствие речи.

Восстановление речи после инсульта – долгий и тяжелый процесс, который нужно пройти вместе с больным. Очень важно не упустить время и начать лечение с первой недели после инсульта.

Логопедическая помощь обязательна, так как только опытный врач сможет грамотно организовать программу занятий и подобрать упражнения, конкретно под каждого пациента.

Какие речевые нарушения бывают?

Прежде чем начать лечение, необходимо определить вид речевого нарушения. Чаще всего у больных наблюдается афазия — отсутствие речи, вследствие нарушения функции определенной зоны коры головного мозга. Такое состояние проявляется в первые дни у каждого больного.

Показателем улучшения состояния можно считать следующую стадию – моторную афазию, которая приходит на смену тотальной афазии. Признаками ее проявления считаются: произношение отдельных звуков, попытки выразить желания эмоционально, понимание речи окружающих.

Такой вид афазии говорит о нарушении в речевом и двигательном центре Брока, который находится в нижнем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). При работе профессионального логопеда на данном этапе, могут наблюдаться улучшения в виде произношения отдельных слов и звуков. Отлично подойдут занятия с применением скороговорок. Упражнения должны быть акцентированы на произношение коротких слов.

Нарушения могут быть в виде следующих афазий:

  1. Семантическая афазия. Отличается от остальных тем, что больной понимает короткие фразы, предложения, иногда может произносить звуки, но большие и сложные обороты воспринимаются, как иностранная речь.

Сенсорная афазия. При таком виде афазии речь после инсульта может быть как сохранена, так и нарушена (но никогда не пропадает полностью). При этом больной не понимает людей, вследствие поражения центра Вернике, который отвечает за звуковой анализ речи. Центр Вернике расположен в височной доле коры левого полушария (у правшей).

Так как больной не понимает звуковые сигналы, то и не может понять смысла слов. Для больного посторонняя речь будет звучать, как иностранная. При таком положении, лечение проводить крайне трудно и требуется много терпения. Речь больного может представлять собой набор гласных букв, коротких слов, но чаще всего – это звуки, напоминающие мычание.

  • Амнестическая афазия. У больных данная афазия отличается тем, что речь после инсульта может носить непредсказуемый характер: путаются названия предметов, а также действий.
  • Иногда к амнестической афазии могут добавиться отклонения в речи следующего характера:

    • диалогические — характеризуются нарушением у больного связи между заданным вопросом и ответом;
    • повторные — характеризуются повторением услышанных слов или звуков;
    • спонтанные – характеризуются произношением слов (а иногда и целых фраз, предложений), не относящихся к происходящему.

    Так как больному сложно выбрать правильное название предмета из существующего у него запаса слов, то логопеду необходимо проводить лечение с использованием картинок-подсказок. Начинать можно с самых простых, бытовых слов. Скороговорки тоже можно применять, но не сложные по смыслу.

    Проведение работы логопеда

    К занятиям с логопедом необходимо приступать, только после тщательного обследования пациента, а также консультации с лечащим врачом. Как показала практика, 30% всех больных, выполнявших артикуляционные упражнения, практически полностью восстанавливают речь. В некоторых случаях больные, постоянно наблюдающиеся и пользующиеся рекомендациями опытных врачей, могут быстрее справиться с нарушениями речи.

    Если по каким-либо причинам не была оказана своевременная помощь больному, то следует обратиться к логопеду-афазиологу. Данный специалист знает ряд упражнений для восстановления именно на поздних этапах.

    Также на этом этапе хорошо помогают скороговорки. Упражнения с логопедом в первую очередь нацелены на улучшение воспроизведения звуков, букв, путем разработки речевого центра.

    Для восстановления речи, применяются следующие методы:

    • Как правило, больному трудно выговаривать согласные буквы, поэтому упор нужно делать на произношение гласных: а, о или у. Для этого, логопед четко произносит букву, при этом, активно используя мимику. Звуки и буквы следует медленно протягивать и не торопиться.
    • Чтобы помочь больному лучше изъясняться, можно совмещать проговаривание звуков с подкреплением конкретных действий. Например: при звуке «а», врач дотрагивается до рта, тем самым, показывая, что хотите есть. Если проводить такие упражнения постоянно, то проблем с пониманием друг друга, у Вас не будет.
    • Если больной с трудом произносит буквы, то можно провести гимнастику языка и губ. Для этого, врач показывает на своем примере следующие упражнения:
      • необходимо высунуть язык, как можно дальше, потом скрутить его в трубочку;
      • следует загнуть язык к корню в ротовой полости;
      • можно попробовать достать языком до кончика носа;
      • следует сделать губами «воздушный поцелуй».
    • Бывает такое, что у больного частично сохранена зрительная память, и периодически ему трудно вспомнить буквы. Отличным способом решения такой проблемы, будет распечатка слов, букв на больших листах, для наглядного примера. Постоянная тренировка зрительной памяти, улучшит произношение букв.

    к оглавлению ↑

    Методы восстановления в домашних условиях

    Для начала проверяют, насколько пациент восприимчив к речи, понимает стандартные жизненные ситуации и фразы. Ведется наблюдение за реакцией на раздражители, например: музыка, звуки, голос.

    Правильно организовывать план лечения – это крайне важно, так как работу нужно начинать с легких упражнений и постепенно усложнять задания. И помните, что для каждого человека нагрузка должна быть разной.

    Каждый обладает рядом особенностей, и что подходит одному пациенту, может не подойти другому.

    Ниже приведены способы, которые рекомендуются в качестве дополнительного лечения:

    1. На первом занятии можно использовать предметы, которые для пациента что-то значат или он в них часто нуждается. Необходимо связать эмоциональный и смысловой подтекст предмета, слова или фразы. Необходимо создавать ситуации диалога, что бы скорее разработать речевую функцию.
    2. Отличным способом для улучшения настроения больного, может служить музыка. Любимые песни и фильмы помогут человеку быстрее адаптироваться в социуме, вспомнить отдельные фразы и произносить звуки.Удовольствие, получаемое от прослушивания музыки, поднимает настроение больному и благотворно влияет на выздоровление.
    3. Пение также способствует быстрому восстановлению речи. Занятия проходят интереснее, когда пациент самостоятельно произносит слова песен. Сначала произношение будет нечетким, но результат появляется уже после месяца занятий.
    4. Хорошим способом для лечения больных с сенсорной афазией является рисование. Больному показывают простую картинку, и если позволяет здоровье, то он должен попробовать нарисовать изображение сам. Подойдут также раскраски по точкам, где необходимо соединять линии, что бы образовалась картинка. Все происходящее должно комментироваться с положительной стороны. В домашних условиях можно проводить небольшую гимнастику рук, для улучшения моторики кончиков пальцев.

    Анализируя успехи в работе с больными уже через пару месяцев можно прогнозировать этапы выздоровления и если необходимо, то увеличивать время занятий и их частоту.

    Некоторые считают, что человеку, перенесшему инсульт, для быстрого восстановления необходимо постоянно слушать человеческую речь: телевизор, радо и т.д. Лучше всего ориентироваться на желания самого больного. Если это пожилой человек, то посторонний шум может его утомлять и раздражать.

    Специальные упражнения и лечебная гимнастика

    Для того, чтобы не навредить больному, лучше всего посоветоваться с логопедом и детально обговорить все аспекты лечения. Главное – не перегрузить болеющего, и как можно чаще на занятиях делать мини-перерывы. Гимнастика должна проходить в плавном темпе, без резких движений.

    Лучше всего сгибать и разгибать колени, локти, поднимать и опускать ноги. Делать простые движения, но с повторениями. Лучше избегать сложных упражнений, чтобы не навредить пациенту. В домашних условиях делать гимнастику проще и интереснее, если включить ритмичную музыку и делать все упражнения вместе с больным.

    Оптимистический настрой – главный аспект, который поможет Вам и болеющему пережить сложный момент в Вашей жизни. Внимательно следите за своей речью, потому как сказанное ненароком слово, может обидеть больного и навредить его психологическому состоянию.

    Самое важное – это Ваша забота, любовь и терпение. Ишемический инсульт пережить трудно, но постарайтесь приложить максимальное количество усилий, чтобы родной для Вас человек снова почувствовал радость к жизни!

    Источник: http://oinsulte.ru/lechenie/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta.html

    KidsClever — развитие ребенка

    На данной странице вы найдете скороговорки для восстановления речи после инсульта, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

    У Аграфены и Арины

    Боря Ире дал ириску,

    Ира Боре — барбариску.

    Все бобры добры для своих бобрят.

    Под кроной дуба Люба.

    Буйный Бука бузит,

    Бука Бяке дерзит,

    Бяка Буку тузит.

    Купила бабуся бусы Марусе.

    Бык бодается с быком.

    Убегают все кругом.

    Береги, бегун, бока

    От бодливого быка.

    Отлежал бычок бочок.

    Не лежи, вставай, бычок!

    Две кваквы в аквалангах квакали, кувыркаясь в акватории.

    Вавилу ветрило промоклосквозило.

    Валя на проталинке промочила валенки.

    Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

    Траляваля драла траву во дворе у Валятраля

    Верзила Вавила весело ворочал вилы.

    Проворонила ворона воронёнка.

    На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали,

    Рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

    Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

    Сайт развития ребенка Умные дети

    Скороговорки для восстановления речи после инсульта

    Для детей

    Песни для детей

    Интересно знать

    Обучение детей

    Развитие детей

    Праздники

    Информация

    Copyright © 2018, KidsClever — развитие ребенка

    Источник: http://kidsclever.ru/content/skorogovorki-dlya-vosstanovleniya-rechi-posle-insulta

    Себе подмога

    sebe-podmoga.ru

    Гимнастика после инсульта. Упражнения для пальцев

    Когда смотришь на помещенную на 3-й обложке журнала фотографию Татьяны Чекаловой, красивой, большеглазой, жизнерадостной и такой же стройной, как и березка, которую она обнимает, трудно поверить в то, что три года назад Татьяна пережила инсульт, весила на 20 килограммов больше и выглядела, по ее словам, «тетей с бесформенным лицом и заплывшими глазками». Однако ей удалось не только в короткий срок реабилитироваться после болезни, устранить асимметрию лица, восстановить подвижность лицевых мышц и пальцев с помощью упражнений, но и сбросить лишний вес, «стереть» морщинки и убрать второй подбородок. Сегодня Татьяна начинает делиться своим опытом с читателями журнала.

    Гимнастика после инсульта

    В одной официальной сводке я нашла информацию о том, что в наши дни каждые 1,5 минуты с кем-то из россиян случается инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением тканей мозга и расстройством его функций. Те, кто сумел восстановиться после инсульта, поистине счастливчики. Однако для того, чтобы вернуться к активной полноценной жизни, им, по сути, приходится начинать новую жизнь, заново обучаться ходить, говорить, писать. Цели достигают лишь самые настойчивые…

    Я бы никогда не осмелилась писать на эту тему, если бы сама не пережила инсульт. Он коварно подкрался ко мне, застав врасплох, прямо на родительском собрании в классе у дочери. Мы оживленно обсуждали предстоящее празднование Нового года, как вдруг я поняла, что не владею речью и земля уходит из-под ног.

    Дошла я как-то до своего дома, который находится в двух шагах от школы, и тут выяснилось, что я не только не могу сказать встретившей меня дочери ни одного слова, но и записку ей написать не в силах. Речь у меня отнялась, губы были непослушными, только чуть-чуть шевелились. Правая рука тоже отнялась, пальцы не слушались. Лицо стало асимметричным. К счастью, дочь не растерялась и позвонила отцу. Муж приехал через 10 минут, вызвал «скорую помощь». Когда она часа через полтора прибыла, мое состояние было такое, будто нахожусь в самой последней стадии опьянения…

    В больнице мне поставили диагноз «ишемический инсульт головного мозга». Мне было всего 39, и услышанное навело на меня ужас. Врачи решили, что главной причиной инсульта было высокое артериальное давление. У меня как раз была довольно ранняя гипертония, и удар, возможно, случился из-за нее (хотя когда врачи «скорой помощи» измерили мне давление, оно было вполне сносным — 175/90, раньше бывало и выше). А может, все случилось по вине стресса, который я испытывала, правда, стрессом мое состояние назвать трудно, это был скорее взрыв положительных эмоций. Я только что уволилась с работы по найму, начала самостоятельно работать бизнес-тренером, у меня появилось множество связей и клиентов, все было замечательно, шло стремительное развитие карьеры. И видно, положительных эмоций оказалось слишком много (кстати, сейчас, после инсульта, давление выше 140 никогда у меня не поднимается)…

    Очутившись в больнице, вечер и половину следующего дня я потратила на жалость к себе и тяжелые мысли. Думаю, что тем, с кем такого никогда не было (и пусть никогда не случится), рассказывать, какие драматичные мысли лезли мне в голову, бессмысленно. А те, кто пережил подобное, наверняка сами помнят поистине животный ужас и ощущение полной беспомощности. Я чувствовала, что оказалась за бортом уплывающего корабля с названием «Жизнь».

    На следующий день, видимо, всласть «надраматизировавшись», я начала думать, как я теперь буду жить и работать (вопрос далеко не праздный, поскольку моя профессия тесно связана с публичными выступлениями). И, может, от беспросветности, внезапно собралась, взяла себя в руки и занялась одним из своих излюбленных занятий — гимнастикой для лица (речь о ней пойдет в следующем номере журнала. — Ред.).

    Изо дня в день я бесконечное количество раз повторяла простые, доступные в моем положении упражнения для лица, а также под одеялом непрерывно, как молитвы, нашептывала непослушными губами скороговорки (не зря же я учила людей на своих тренингах, что скороговорки улучшают артикуляцию).

    Из собственной практики я знала, что для тренировки губ подходят скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше всего использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В». В своей ситуации, когда мозги и так «перемешаны и перепутаны», я выбирала вперемешку «легкие» и сложные по смыслу и произношению скороговорки.

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

    Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

    Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.

    В чистом поле — холм с кулями. Выйду нА холм, куль поправлю.

    Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

    Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

    Эти скороговорки (особенно последняя) не только помогли мне восстановить речь, но и «вправили мозги»: одного только осознания того, на чем стоит поп и во что он одет, не выдержит ни один инсульт!

    А так, «неприличные» скороговорки, которые часто используются на тренингах в очень приличных диспетчерских службах государственного масштаба, придают при произношении больше ответственности. Через неделю я уже общалась по мобильному телефону с близкими, друзьями и знакомыми, и те, кто не знал о происшедшем со мной, спрашивали: «Почему ты говоришь так медленно?» А я была счастлива: значит, я снова изъясняюсь понятно и чисто, а то, что говорю медленно (и мысли формулирую с великим трудом), так это можно наверстать.

    Мой лечащий врач одобрял, что я не лежу пассивно, а что-то делаю для себя. Он говорил, что просто валяться в кровати ни в коем случае нельзя. Несмотря на инсульт, можно (и нужно) выполнять доступные движения, а после выписки из больницы заниматься посильными видами спорта (ходьбой, лыжами, плаванием, йогой), ставить крест на себе не надо.

    В больнице я пролежала стандартные две недели. За день до выписки мой врач, проверяя реакции, попросил показать язык, зубы, улыбнуться, подвигать бровями и удовлетворенно сказал: «Ну вот, теперь мышцы вашего лица работают симметрично. Никогда не видел такого быстрого восстановления».

    Однако когда я выписалась и пошла в поликлинику, чтобы встать на учет, меня тут же начали готовить к комиссии на инвалидность. Но меня это не устраивало. Я рано вставала, приводила себя в порядок и часами напролет вязала. Вязать умею, но не люблю, а тут пришлось — это занятие прекрасно развивает мелкую моторику (а она стимулирует восстановление клеток мозга). Обвязала тогда всю семью и всех родственников.

    Потом нашла хорошего врача-рефлексотерапевта и вечерами ходила к нему на сеансы акупунктуры. После акупунктуры в голове появилась ясность, говорить стала лучше. А потом, через три месяца после выписки из больницы, съездила на месяц в специализированную больницу восстановительного лечения (она за городом). Там людей, переживших инсульт, инфаркт, тяжелые катастрофы, лечат не совсем стандартными способами: углеводородные ванны, лечебное одеяло, песочная терапия, акупунктура и т.д. Вот там я пришла в себя полностью. По прибытии домой участковый невропатолог снял вопрос о моей инвалидности. И я уже через полтора месяца после возвращения домой из загородной больницы провела свой первый после инсульта тренинг по тайм-менеджменту (управление своим временем).

    Именно в этой загородной больнице восстановительного лечения я занялась пальчиковой гимнастикой. Тогда и выяснилось, что, несмотря на то, что до этого я вязала, делала разную работу по дому, даже иголкой шить почти получалось, мои пальцы все же работали плохо.

    Сейчас я уверена, что пережившим инсульт начинать нужно именно с пальчиковой гимнастики, причем сразу, если позволяет состояние (а тем, кто находится в сознании — оно позволяет), хоть в первый день после удара. Я же узнала о пальчиковой гимнастике уже после выписки из больницы, поэтому и писать научилась гораздо позже, чем говорить. Гимнастика эта простая, и ее нужно просто выполнять, не ленясь и не жалея себя. В общем, в самом прямом смысле этих слов — нужно взять себя в руки.

    Упражнения для пальцев

    1. Сидя или лежа, положить пальцы на колени и немного их раздвинуть. Начать поднимать по одному пальцу обеих рук по очереди. Ничего, если одна рука пока не работает, для того и гимнастика, чтобы разрабатывать. Начать с мизинца, заканчивая большим пальцем, затем идти в обратном направлении. Повторить упражнение, в зависимости от успехов, не менее 10 раз. Чем меньше будут успехи, тем больше придется работать.

    2. Сидя или лежа, положить пальцы на колени и немного их раздвинуть. Теперь каждым пальцем по очереди (на обеих руках одновременно) покрутить сначала в одну сторону, затем в другую. Эти движения не совсем просто даются даже здоровым людям. А ведь именно мелкая моторика улучшает работу мозга. Поэтому упражнение полезно абсолютно всем. Повторять его от 7 раз.

    3. Сидя или лежа, пошевелить пальцами ног (если вы в обуви, снимите ее на время гимнастики) натянуть пальцы к себе и раздвинуть их, затем свести снова. Повторять упражнение от 10 раз.

    4. Соединить пальцы обеих рук в замок и поочередно поднимать одноименные пальцы обеих рук (большой палец на левой руке, затем большой палец на правой руке, и т.д.), затем в обратном порядке (рис. 1). Повторить от 10 раз.

    5. Продолжая держать пальцы в замке, сделать волну руками; разумеется, в этом упражнении будут участвовать и локти (рис. 2). Время выполнения упражнения — от 30 секунд.

    6. Сделать мудру «Окно мудрости». Слово «мудра» в переводе с санскрита означает «печать», «знак». В буддизме, индуизме особые жесты и переплетения пальцев считаются магическими. Думаю, для выздоровления немного магии не помешает никому.

    Считается, что эта мудра открывает в организме человека важные для его жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность. Мудру рекомендуется применять также при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга.

    Выполняется она так: безымянный (сердечный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Точно так же склады вают пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены (рис. 3).

    7. Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать небольшой массажный мяч-ёжик (я до сих пор использую такой мячик, который в диаметре составляет 7—8 см). Чем мячик меньше, тем больше усилий придется затратить, работая с ним, тем больше будет эффект.

    Упражнение состоит в игре с мячом: перекидывать его из руки в руку, крутить его вокруг рук, просто массировать им ладони и пальцы рук (рис. 4). Тренироваться не менее 3 минут (чем дольше, тем лучше).

    В больнице восстановительного лечения пальчиковая гимнастика занимала около 15 минут. Помимо упражнений, о которых я рассказала, нам предлагали упражнения для рук в целом, например, помахать руками, как птица, и т.д. Но, насколько мне известно, для мозга главное, если работают именно связанные с ним пальцы, причем не только рук, но и ног.

    Думаю, что в особо тяжелых случаях даже эти 7 упражнений пальчиковой гимнастики могут оказаться подвигом. Но если человек хочет поскорее привести себя в порядок, совершать такой подвиг нужно ежедневно.

    Татьяна ЧЕКАЛОВА (Журнал «Физкультура и спорт», 2008 г., № 7) (Продолжение следует)

    В дополнение: ссылка на передачу « Доброго здоровьица!» от 10.12.2012 г.

    Выступление Татьяны Чекаловой на 24 минуте передачи.

    3 comments on “ Гимнастика после инсульта. Упражнения для пальцев ”

    Мне 73 года. Мне интересны методики по улучшению памяти, кроме того, у меня было много переломов, остеопороз и остеохондроз.

    Инна, добрый день!

    Я сделаю обзор методик по улучшению памяти, но на это потребуется некоторое время. А для начала хочу порекомендовать Вам книгу «Гимнастика для мозга» (автор — Антон Могучий). В ней есть серия практических занятий, которые непосредственно улучшают память.

    Что касается переломов, остеопороза и остеохондроза, то методика, которая используется при наших занятиях ЛФК, прекрасно работает с этими проблемами. Пожалуйста, обращайтесь.

    Источник: http://sebe-podmoga.ru/statia/gimnastika-posle-insulta-uprazhneniya-dlya-paltsev

    Упражнения после инсульта для восстановления речи

  • Почему при инсульте люди теряют способность говорить
    • Сколько времени восстанавливается речь
  • Как и чем лечить нарушение речи после инсульта
    • Препараты для восстановления речи
    • Как вернуть речь народными средствами
    • Массаж для реабилитации речи
    • Какими упражнениями можно восстановить способность говорить
  • Скороговорки для людей после инсульта
  • Инсульт приводит к серьезным нарушениям в работе мозга. В зависимости от локализации поражения, у пациента наблюдается атрофия зрительного нерва, потеря речевой и двигательной функции. Вызванные нарушения речи могут быть временными или хроническими.

    Оптимальное время восстановления, первые несколько дней после приступа. Курс терапии зависит от типа афазии. Решая, как восстановить речь после инсульта, невролог в тесном сотрудничестве с логопедом, подбирает наиболее эффективное лечение, в зависимости от вида нарушений.

    Почему при инсульте люди теряют способность говорить

    Потеря или ухудшение речи, вследствие развития инсульта, называется афазией. Причиной патологических изменений является острое нарушение кровоснабжения мозга, вызывающее атрофию тканей, особенно отделов, непосредственно отвечающих за восприятие информации.

    Отсутствие речи наблюдается сразу после приступа. Локализация поражения сосредоточена в корковых долях префронтальных областей. Атрофия и некротические проявления являются необратимыми. Поэтому, чтобы восстановить нарушение речи после инсульта, потребуется длительный период времени, необходимый, чтобы речевые функции научились выполнять неповрежденные участки мозга.

    Сколько времени восстанавливается речь

    Период времени, в течение которого пациент заново научиться говорить, зависит от типа афазии, а также локализации и объема нарушения мозгового кровообращения. На прогноз реабилитации влияет также скорость оказания первой медицинской помощи. Развивать речь необходимо как можно раньше.

    Принято различать несколько видов нарушений, в зависимости от стадии развития патологии:

    • Тотальная афазия – возникает в первые несколько дней после инсульта. В этот момент пациент не понимает прямого обращения, не помнит ничего и никого.
    • Моторная афазия после инсульта – при благоприятном стечении обстоятельств, на смену тотальным нарушениям приходит моторная дисфункция. На этом этапе больной понимает речь, обращенную к нему, но ответить не в состоянии, в лучшем случае от пациента может исходить путаная речь.
    • Сенсорная афазия – особенностью нарушения речевых функций является полное или частичное отсутствие возможности звукового анализа речи. Пациент перестает распознавать слога и звуки, не понимает смысла отдельных слов и предложений. Даже родная речь для пострадавшего, звучит как иностранный язык.

    При диагностировании нарушений составляется медицинский протокол исследования речи больного, перенесшего инсульт. Информация, занесенная в историю болезни, существенно облегчает дальнейшую терапию. По записям можно проследить тенденции к улучшению самочувствия пациента и при необходимости скорректировать подход к лечению.

    Как и чем лечить нарушение речи после инсульта

    Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. При назначении терапии, специалист ориентируется на результаты предварительных обследований. Так, пациенты, у которых парализована левая сторона тела, имеют более благоприятный прогноз лечения. Обычно парализация происходит в зеркальном отражении от поврежденного участка мозга. Следовательно, мозговые ткани, отвечающие за речь, и расположенные в левом полушарии, остались неповрежденными.

    О поражении речевого центра головного мозга свидетельствует правосторонний парализ. Поэтому, пациенты, у которых парализована правая сторона, имеют более неблагоприятный прогноз.

    Сроки восстановления речи напрямую зависят от степени поражения мозговых тканей и локализации кровоизлияния. Речевая терапия назначается сразу после того, как пациент пришел в сознание. Раннее лечение увеличивает шансы на полное восстановление.

    Препараты для восстановления речи

    Время восстановления речи после инсульта можно сократить к минимуму, если приступить к занятиям с логопедом уже на 1-3 неделе после приступа. Одновременно с логопедической помощью, специальными упражнениями и приемами, назначаются медикаментозные препараты, улучшающие речь.

    Курс терапии направлен на восстановление функций поврежденных тканей. Новые методики логопедии постинсультных больных предусматривают использование сразу нескольких лечебных приемов, для поддержания пациента:

    • Диагностика афазии в ранней стадии инсульта – было замечено, что на результаты терапии непосредственно влияет точное определения масштабов и локализации поражения. Возможность обнаружить ранние нарушения существенно улучшает общий прогноз.

    На данный момент около 30% всех пациентов, у которых отнялась речь, утраченные функции восстанавливают до выписки из больницы.

  • Психологическая помощь – нейропсихологические механизмы нарушения речи инсультных больных связаны с возникновением у пациента ощущения, что произошедшие изменения являются необратимыми. Потеря оптимизма является критичной.

    Психологическая помощь включает назначение антидепрессантов и препаратов для улучшения сна, а также личных бесед с пациентом. Больному и его родственникам необходимо внушить, что инвалидность по речи на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом.

  • Логопедические приемы – методика работы логопеда требует поддержания тесной коммуникации с неврологом. Обязательно назначаются препараты, способные восстановить нарушенные функции мозговых тканей. Широко используются нейропротекторы, а также антикоагулянты.

    Восстановление речи надо начинать с растормаживания произносительной стороны речевой функции. Медикаментозные препараты помогают справиться с определенными трудностями. Но прием препаратов не может заменить занятий с логопедом для восстановления речи после инсульта.

  • Устранение нарушений развернутой фразовой речи, даже после выписки, проходит исключительно под руководством логопеда. Хорошие результаты приносит использование музыкотерапии и регулярный прием ноотропных протекторов. Внезапное замедление речи в период восстановления может указывать на повторный инсульт. Необходима госпитализация и дополнительное обследование у специалиста.

    Как вернуть речь народными средствами

    В большинстве случаев, восстановление речи после инсульта наблюдается в домашних условиях. Причем происходит это неожиданно, как для самого пациента, так и его близких родственников.

    Быстрее восстановить речь после инсульта поможет использование следующих рецептов народной медицины:

    • Мумие – принимать состав необходимо по 1,5 – 2 мг. на ночь в течение двух недель. Требуется провести 2-3 курса, с перерывом по 5 дней.
    • Хвойные ванны – длительное отсутствие улучшений речевой функции, при восстановлении подвижности, говорит скорее об психоэмоциональной проблеме. Для стабилизации эмоционального фона помогут ванны для ног с использование хвои. Эфирные масла, содержащиеся в хвое, оказывают расслабляющее влияние.
    • Еще одно народное средство для восстановления речи после инсульта, связано с использованием отвара, и спиртовой настойки из шишек сосны, кедра или ели. Полезное и укрепляющее воздействие на ткани оказывает даже варенье, изготовленное из шишек.

    Методы народной медицины направлены на восстановление функции мозговых тканей. Так как некоторые травы и растения имеют противопоказания, перед применением следует проконсультироваться с лечащим врачом.

    Массаж для реабилитации речи

    Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт, включает не только работу по восстановлению утраченных речевых функций.

    Кровоизлияние приводит к атрофии мышечной системы. Нередко у пациента наблюдается онемение языка. Логопед проводит регулярную стимуляцию всех речевых зон. Язык при инсульте может занять неправильное анатомическое положение, что сделает невозможным для пациента проговаривать звуки.

    Регулярное проведение сеансов логопедического массажа способствует быстрому восстановлению пациента.

    Какими упражнениями можно восстановить способность говорить

    После выписки потребуется продолжать выполнять артикуляционные упражнения. Практические логопедические занятия по восстановлению речи в домашних условиях помогут постепенно улучшить состояние пациента, даже в тех случаях, когда результат не был очевиден во время медикаментозной терапии и занятий с логопедом.

    Упражнения для восстановления и развития речи после инсульта включают в себя следующее:

    • Артикуляционная гимнастика для языка – пациенту, стоя перед зеркалом, рекомендуется выполнить несколько простых упражнений. Скрутить язык в трубочку, облизать губы круговыми движениями, попытаться достать им до носа или подбородка.
    • Комплекс логопедических речевых упражнений – включает использование скороговорок, произношения сложных слогов и заучивание определенных отрывков текста. Назначение речевых упражнений происходит исключительно под руководством врача.

    Скороговорки для людей после инсульта

    Проговаривание скороговорок прочно ассоциируется с детством. Удивительно, на данный прием используется не только детским логопедом. Скороговорки используются для развития речи.

    Подбор текстов лучше оставить за лечащим врачом. Он сможет подобрать словосочетания, помогающие восстановить подвижность языка и улучшить дикцию пациента.

    Скороговорки обычно направлены на выговаривание определенной буквы из алфавита. Подбирая словосочетания для развития речи, логопед подберет наиболее подходящие, с учетом существующих дефектов дикции.

    Оптимистичный настрой и тесное соблюдение рекомендаций, как пациентом, так и его родственниками, существенно улучшает шансы на полное восстановление утраченных речевых функций. Не следует надеяться на быстрый результат. Лучше постепенно идти к поставленной цели, радуясь любым успехам.

    Статистика знает и предостерегает

    Что это такое, инсульт, как возникает и, соответственно, что можно сделать для его предотвращения? Для нормального функционирования мозга требуется обеспечить его в достатке кислородом. А он доставляется к органам кровью. Если происходит закупорка либо разрыв кровеносных сосудов, клетки испытывают дефицит кислорода и погибают. А ведь мозг является регулятором определенных функций организма. Допустим, если поврежденным оказался участок мозга, отвечающий за движение правой руки, то именно эта функция и будет нарушена.

    О профилактике скажем чуть ниже. Но почему столь важна тема своевременного и полноценного восстановления после инсульта?

    В нашей стране на долю этого недуга приходится в среднем 175 смертей на каждые 100 тысяч человек. В абсолютных цифрах статистика такова: около полумиллиона человек переносят инсульт в России ежегодно. И половина из них умирает. Из числа выживших порядка 90 % (даже больше) становятся инвалидами.

    Есть и другие впечатляющие цифры: только 8 процентов из выживших после «удара» в состоянии вернуться к трудовой деятельности. Около 31 процента нуждаются в помощи других людей, а 20 процентов даже не могут ходить самостоятельно. Немногим лучше ситуации в мире в целом: 6 миллионов смертей в год и еще больше инвалидностей с параличом конечностей, серьезными нарушениями речи и других функций.

    Виды инсультов, признаки и основы профилактики

    Основных видов инсультов два:

    • Ишемический иначе называют инфарктом мозга. Он выражается в закупорке сосудов, из-за чего кровоток прекращается.
    • Геморрагический — это нетравматическое внутримозговое кровоизлияние с разрывом сосуда. Кровь в этом случае изливается в мозговую ткань.

    Есть и частные случаи, гораздо более редкие: cубарахноидальное кровоизлияние, атеротромботический и гемодинамический инсульт. Пару слов скажу лишь о последнем: обычно проблемы случаются при высоком давлении, но гемодинамический инсульт происходит, напротив, на фоне низкого АД. Все крайности вредны!

    Как понять, что это инсульт? Основных признаков несколько:

    • Резкая слабость, ощущение онемения, нарушение чувствительности, чаще всего, с одной стороны туловища.
    • Внезапная асимметрия лица.
    • Нарушение речи и понимания.
    • Сильная головная боль.
    • Головокружение, нарушение координации движений, трудности при ходьбе.
    • Резкое нарушение зрения, двоение.

    Главное правило: не затягивать с обращением к врачу, вызывать скорую помощь, иначе опасность летального исхода или инвалидности резко возрастает. Помощь должна прийти в первые 2-3 часа. Подробно обо всем написано в статье Первая помощь при инсульте

    Факторами риска инсульта, помимо высокого АД, являются курение, алкоголь, высокий уровень холестерина, ожирение, сахарный диабет, аритмия.

    Процесс восстановления

    Сколько времени потребуется на восстановление и можно ли восстановиться после инсульта? Все зависит от множества факторов. Каков вид инсульта, насколько велика зона поражения мозга, какой именно участок пострадал, сколько времени прошло с момента приступа до попадания в стационар, была ли квалифицированно организована первая помощь и т.д.

    В зависимости от сочетания разных условий процесс может занять от 2-3 месяцев до нескольких лет. Причем, если поражения мозга оказались существенными, то возможно лишь частичное восстановление различных функций.

    Восстановительные мероприятия начинаются в условиях стационара. Потом эта забота перекладывается на плечи родственников. Придется восстанавливать кровоснабжение конечностей и всего тела, работать над речью, развивать ментальные способности, учиться заново ходить, обслуживать себя хотя бы на уровне простейших навыков: одеваться, держать ложку и т.д.

    Грамотное восстановление всегда является комплексным: массаж и лечебная физкультура, использование медикаментов и средств физиотерапии, иглорефлексотерапия, тренажеры и занятия с логопедом и т.д. Немаловажным будет создание комфортной психологической среды, моральная поддержка близких. Все это вкупе станет и приемами восстановления после инсульта в домашних условиях, и одновременно профилактикой повторных приступов и осложнений.

    Восстановление двигательных функций после инсульта

    Как только минуют дни кризиса, еще в стенах больницы, начинается работа по восстановлению способности к движению. Какие назначают процедуры после инсульта? Обычно это массаж, электрофорез, иные физиопроцедуры, все используется, чтобы мышцы не атрофировались, кровообращение не застаивалось.

    Огромная роль в этом процессе отводится лечебной физкультуре. Даже лежа пациент пытается производить простейшие посильные движения. С помощью родных и медработников начинает поворачиваться с боку на бок, поднимать и опускать конечности, производить иные манипуляции. Если очаг поражение невелик, процесс идет быстрее, вскоре больному разрешать потихоньку привставать у кровати, а потом и начинать двигаться по палате с помощью ходунков.

    Обрести вновь радость движения крайне важно как в физическом плане, так и в психологическом: если здесь будут успехи, то и настрой на дальнейшее выздоровление обязательно появится. К тому же, не надо забывать о таких физиологических реакциях как накопление «гормонов радости» в результате активных движений.

    Сложнее тем, у кого поражение мозга оказалось глубоким. Есть опасность образования пролежней, серьезной атрофии мышц, тут роль окружающих особенно велика. Помогать, брать на себя функции «сестер милосердия» придется родным.

    И все это должно делаться в точном согласии с рекомендациями врача. Особенно, в части индивидуальной нагрузки. Вредно излишне жалеть больного, но и форсировать события, увеличивать нагрузку до непосильной значит подвергать своего близкого риску повторного инсульта. С еще более тяжелыми последствиями.

    Врач даст точные советы по тем конкретным упражнениям, которые наиболее показаны в вашем индивидуальном случае. Подскажет дозу, даст иные советы, будут на связи, к нему можно и нужно обращаться в случае затруднений.

    ЛФК (лечебная физкультура) после инсульта. Упражнения в домашних условиях. Видео

    А сейчас я предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений по восстановлению после инсульта в видеоматериале. Врач по лечебной физкультуре рассказывает, какие делать упражнения дома, если больной уже может сидеть и появляются первые движения конечностей.

    Главная разруха — точно, в головах!

    А по поводу индивидуальности нагрузок и вообще реакции организма расскажу такой реальный случай.

    Приходила навещать родственницу в отделении сосудистых патологий. Ее соседками по палате оказалась колоритная бабушка 84 лет и женщина лет 50. Зрелая дама постоянно ныла, донимала родственников, требуя очередных подношений и нереальных проявлений заботы. Она достала и соседей по палате, и медперсонал постоянными капризами и упреками. Домой ее уносили на носилках. Нянечки и сестрички облегченно выдохнули и перекрестились.

    У бабули через пару дней после поступления случился криз. Пересказывать детали не буду, приятного мало, поверьте на слово: практически все, включая дочерей бабули, были уверены: все, утром не встанет. Настало утро, бабушка села на кровать и громогласно возмутилась: «Ну, где они там, уху обещали, и не несут!» И попыталась встать к окну. Потом шутила, рассказывала о своей бурной молодости и строила планы на будущий дачный сезон. Домой ушла на своих ногах, хотя и с костылями.

    Восстановление речи после инсульта. Упражнения

    Как работать с речью? Еще сложнее дело обстоит с восстановлением речи и мыслительных процессов после инсульта Все это занимает несколько лет, и не всегда бывает абсолютно успешным. Здесь, как и в случае с двигательными навыками, потребуется настойчивая, длительна работа, нужна система. Не занятия урывками, изредка, а именно планомерная работа.

    Нервные клетки обладают высокой инертностью, «расшевелить» те, что расположены в области пораженного центра речи, будет непросто. Это надо понимать, быть реалистами. Что можно посоветовать из упражнений?

    Просто разговаривать, пытаться произносить фразы, отдельные слова и даже звуки. А потом уже декламировать стихи и обращаться к иным более сложным речевым построениям.

    Не надо начинать со скороговорок и просто сложных конструкций, восстановление должно идти логично. Как мы занимаемся с маленькими детьми? Учим азбуку, пытаемся оттачивать отдельные труднопроизносимые звуки, потом читать по слогам, и только дальше овладеваем целыми словами и предложениями. Так и здесь, принцип тот же.

    Навык вернется скорее, если пытаться пропевать нужные фразы. Или просто петь любимые хиты, так речь рождается более естественно, легко.

    Иногда потребуется помощь логопеда, который поможет делать специальную гимнастику речевого аппарата для восстановления нужных функций. Так, полезны сворачивание губ трубочку; движения языком вперед и обратно, облизывание губ языком по кругу и т.д.

    Решаем задачи по восстановлению памяти

    Восстановление и улучшение памяти после инсульта –непростая, но очень важная задача. Начинать эту работу надо как можно раньше, как только снята опасность повторного инсульта.

    В первую очередь врачи прибегают к помощи современных лекарственных средств, которые призваны поддержать пораженные нейроны. Для этого пациентам назначают внутривенно ведение ноотропов, то есть тех препаратов, что могут существенно улучшить метаболические процессы в мозговом веществе и параллельно позитивно повлиять на память.

    На этапе амбулаторного лечения прием данных препаратов продолжается, только уже в виде таблеток. Самые часто назначаемые, они же, наиболее эффективные ноотропы — это тиоцетам, пирацетам, фезам, луцетам, ноотропил. Их действие не бывает быстрым, необходим длительный курс лечения с постепенным накоплением результатов. Поэтому большую ошибку совершают пациенты, прекращающие прием лекарств вскоре после выписки. Курс, как правило, составляет 3 месяца, а потом, после небольшого перерыва, его следует повторить.

    Функционально-восстановительное лечение тоже важно. Это постоянная тренировка ментальных навыков, особенно, способности к запоминанию. Запоминать полезно номера телефонов, стихи, неплохо помогают различные настольные игры типа пазлов. Одновременно будет и мелкая моторика рук развиваться, и речевые функции улучшаться.

    Преодоление депрессии

    Пожалуй, самый важный и самый сложный аспект восстановления после инсульта — это преодоление стрессовой ситуации. Особенно, когда приступ случился в трудоспособном возрасте. Человек, на полном ходу, вынужден остановиться. Теряет рабочие навыки, а заодно и веру в себя. Начинается депрессия, порой, весьма глубокая.

    И далеко не всегда все «рассасывается» само собой. И даже постоянная поддержка близких не является гарантом успеха, хотя она и крайне важна. Приходится обращаться за профессиональной поддержкой специалиста, психолога или психиатра.

    И снова здесь говорю о настрое родных, о необходимости запастись терпением. Нам иногда кажется, что плаксивость или агрессивность, резкие перепады настроения, раздражительность — это капризы больного. Но это естественные последствия поражения мозга, вот о чем надо знать и не забывать.

    После первой энергичной эмоциональной реакции часто наступает апатия. Что называется, опускаются руки, ничего не хочется делать, человек безучастно ждет, что как-то все рано или поздно разрешится само собой. Это самый негативный сценарий, такого «Обломова» трудно бывает переубедить, побудить тренироваться, заниматься саморазвитием. А зачем? Он уверяет себя и окружающих, что былого здоровья и трудоспособности не вернуть, а напрягаться постоянно, чтобы руки, ноги, мозг заработали хотя бы вполсилы, не считает нужным.

    Особенно тяжело приходится тем, кто много работал, привык отвечать за себя и близких. Не все способны преодолеть этот кризис с болезненной «ломкой» самолюбия. Придется подключать и специалистов, и антидепрессанты.

    Что поспособствует улучшению настроения? Та же двигательная активность, посильные дела по дому, даче, общение с детьми и внуками, общение. Замечательно, если не забудут коллеги, будут хотя бы звонить, советоваться, иногда забегать в гости. Водные процедуры, прогулки, общение с природой, чтение, игры с внуками — все работает в комплексе. Главное — не терять ощущения нужности, не чувствовать себя обузой.

    Мотивацией может стать хобби, для которого всегда не хватало времени. Допустим, рыбалка. Одного, конечно, нельзя отпускать, даже если ходить стал лучше. Но семейная «вылазка» с удочками может стать великолепным сеансом психотерапии. Кто-то начнет учиться плести корзинки, делать игрушки или овладеет иными народными ремеслами.

    Опять же, заниматься этим надо постоянно. Восстановление после инсульта — процесс не просто длительный, он пожизненный. Если этого не бояться, настраиваться на позитив, можно долгие годы жить вполне полноценно, интересно, учиться новому и радовать близких, самому наслаждаясь жизнью.

    Как восстановить речь после инсульта?

    Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

    Применение стволовых клеток

    Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

    Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

    Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

    Речь после инсульта

    Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

    Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

    Виды нарушения речи после инсульта

    Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

    При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

    Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

    В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

    Как проходит восстановление речи?

    Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

    Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

    Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

    Основные рекомендации для проведения упражнений

    Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

    Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

    Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

    Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

    Упражнения для разработки мышц

    Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

    • складывать губы в трубочку;
    • оскаливать зубы;
    • максимально выдвигать язык вперед;
    • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
    • облизывать губы языком в обоих направлениях.

    Работа логопеда

    После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

    Что такое логопедия?

    Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

    Методы, применяемые логопедами

    С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

    Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

    Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

    Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

    Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

    Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

    Применение пения

    После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

    Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

    Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

    Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

    Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

    Продолжительность занятий

    Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

    В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

    Помощь логопеда на поздних этапах

    Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

    Поддержка человека, перенесшего инсульт

    Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

    Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

    Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

    Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

    Важные замечания

    Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

    При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

    Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

    Народные средства

    Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

    Заключение

    В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

    Основные виды нарушения речи

    Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

    В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

    1. Сенсорная, при которой человек не понимает речь, ничего не воспринимает и совсем не различает звуки.
    2. Моторная. Здесь речь воспринимается вполне адекватно, но при этом человек не в состоянии самостоятельно издать ни звука.
    3. Амнестическая. Человек после инсульта не может вспомнить, как называются предметы или действия, по этой причине не может их произнести.
    4. Динамическая. При развитии ее теряется связь, возникающая между словами.
    5. Семантическая. Это самая легкая форма, которая выражается просто в неспособности понять смысл сложных предложений и пословиц.

    При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

    Логопед в процессе обследования определяет вид общего расстройства и на их основании назначает соответствующие варианты для полноценного восстановления речи.

    Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

    Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

    Когда требуется восстанавливать речь?

    С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

    Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени. В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

    Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

    Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

    Профессиональный логопед уже через две недели после приступа может определить тип нарушения речи и на его основании разрабатывает процесс лечения. Многие методики можно применять в обычных домашних условиях.

    Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

    Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

    Правила проведения занятий

    Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

    Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

    1. Люди, перенесшие инсульт, часто находятся в депрессивном состоянии. По этой причине разговаривать в ними нужно, не замечая никаких проблем с речью. Очень важно прийти к убеждению, что без специальных упражнений и регулярных занятий восстановить речь не получится.
    2. В процессе занятий с больным человеком нужно помнить о том, что одновременно с речью может быть нарушен и мыслительный процесс.
    3. При разговорах нужно проявлять максимальное терпение, так как человеку будет сложно сосредоточиться на произнесении определенных звуков. В процессе занятий больного нельзя перебивать, а также договаривать раньше времени за него слова.
    4. В процессе занятия нескольким людям не нужно разговаривать одновременно.
    5. Если какое-то слово произнести не получается, стоит пропустить его, отвлечь пациента или перейти на иную тему разговора.

    Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

    Программы по восстановлению речи

    Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

    В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

    1. Медикаментозное лечение, когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
    2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

    Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

    Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

    Основные упражнения при нарушениях речи

    Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

    Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

    1. Упражнения с применением кубиков, с карточками лото, на которых изображаются буквы, цифры или разные картинки. Пациенту нужно называть обозначенную на предмете информацию. Изначально работа осуществляется с буквами, потом со словами, а потом с предложениями.
    2. Можно использовать подписанные изображения, которые человек будет читать по буквам. Подобные подписи лучше делать отдельно от изображений, чтобы пациент имел возможность подбирать к каждой картинке свое индивидуальное название. С каждым занятием количество таких картинок нужно увеличивать.
    3. При моторной афазии нужно делать специальные артикуляционные упражнения при помощи языка, губ и мышц лица. В таких занятиях стоит задействовать как можно больше мышц. Нужно использовать большое количество разных упражнений, делая их максимально разнообразными. В процессе развития такие упражнения можно дополнять звуками.
    4. При сильной афазии можно использовать проговаривание определенных последовательностей. Это может быть алфавит, порядок чисел и дни недели. Больному в процессе первых занятий стоит повторять движения ртом и губами, а потом начинать произносить слова вместе с напарником.
    5. Если уровень нарушения речи не очень серьезный, можно заниматься вычиткой небольших текстов, их пересказыванием, потом можно произносить скороговорки для развития речи и дикции взрослых после инсульта.
    6. Очень хорошо при восстановлении речи помогают занятия письмом. Это идеальная возможность восстановить не только речевой аппарат, но также работу рук.
    7. Особого положительного эффекта можно добиться в процессе пения любимых мелодий. Даже если не будет возможности выговаривать слова, автоматически будет оказано положительное воздействие на голосовые связки, а также на мышцы лица, которые также довольно часто страдают при инсульте.

    Достаточно серьезного эффекта можно добиться в процессе лечения и восстановления в групповых занятиях.

    Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

    Гимнастика речевого аппарата

    В процессе восстановления после приступа можно делать не только упражнения, направленные на налаживание мысленного процесса. Стоит заняться специальной гимнастикой для разработки речевого аппарата.

    Среди данных упражнений можно отметить следующие:

    • нужно сделать губы трубочкой и потом расслабить. Так нужно повторять несколько раз. Само упражнение делается 5 секунд и 2 секунды длится отдых;
    • нижняя губа захватывается зубами, легко прикусывается, потом все расслабляется. В активном положении нужно сохранять положение на протяжении 5 секунд;
    • язык высовывается как можно сильнее и держится на протяжении 3 секунд. Следом за ним нужно потянуть шею и потом расслабиться;
    • облизывание губ, несколько раз проводя языком по часовой стрелке и против нее;
    • язык высовывается, сворачивается в трубочку и задерживается на три секунды. После трех минут расслабления и отдыха упражнение повторяется;
    • нужно напрячь язык и дотянуться им до самого неба.

    Это идеальная возможность быстро восстановить мускулатуру и гибкость, что максимально положительно сказывается на общем речевом аппарате.

    Пациент обязательно должен выполнять полный комплекс грамотно разработанных мероприятий. Только после их четкого выполнения можно говорить о получении тех или иных положительных результатов.

    Чтобы восстановительный процесс прошел как можно быстрее, первое время человек, переживший инсульт, должен заниматься вместе с родственниками.

    Сколько времени нужно уделять занятиям?

    Основная работа, направленная на развитие речи в самое первое время не должна превышать 15 минут. В дальнейшем длительность занятий может достигать 30 минут.

    Оптимальным вариантом является несколько подходов в течении дня по 10 минут. Вне занятий также нужно стараться как можно больше разговаривать, например, описывая свои действия.

    Больному нужно постоянно задавать вопросы, сначала для получения односложных вопросов, потом более развернутых.

    Времени на упражнения тратится относительно немного, потому можно дополнять терапию такие методами лечения и восстановления, как физиотерапия, иглорефлексотерапия, а также функциональное биоуправление.

    Современная физиотерапия предназначена для эффективной электростимуляции всей речевой мускулатуры в целом. Процедуры очень хорошо корректируют общую артикуляцию, а также улучшают звено речевой деятельности.

    Народные методы восстановления

    В процессе восстановления речевых процессов и функций после инсульта, можно использовать методы народной медицины. Их так же, как упражнения нужно согласовывать с лечащим врачом, так как самостоятельное лечение может привести к определенным проблемам, с которыми потом очень сложно справиться.

    Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

    • мумие – это средство, которое способствует очень быстрой реабилитации после инсульта. Принимать препарат необходимо на протяжении двух недель, употребляя примерно по 2 мг перед отходом ко сну. Подобных курсов нужно провести несколько, делая между курсами перерыв по 5 дней;
    • можно использовать ванны с размешанной в воде хвоей. Если у пациента долгое время не восстанавливается речевая функция, можно судить о том, что присутствуют определенные психоэмоциональные сбои. Ванны с хвоей помогут максимально быстро привести в норму общий эмоциональный фон человека. Если принимается ванна на все тело, раствор должен быть слабо концентрированным. Для ног можно использовать более насыщенные растворы. Они дают идеальный расслабляющий эффект;
    • спиртовая настойка или отвар, приготовленный на основе шишек кедра, сосны или елки. Подобные напитки предоставляют возможность укрепить мягкие ткани мозга, а также оказывает благоприятное воздействие на весь организм в целом. Из шишек также можно делать варенье. Продукт получается достаточно вкусным и полезным.

    Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

    В сочетании с медицинскими препаратами, современными физиотерапевтическими процедурами, а также логопедическими упражнениями рецепты народной медицины в состоянии оказать уникальный положительный эффект, позволяя организму очень быстро восстановиться.

    Опираться только на народную медицину не стоит, в большинстве случаев этого недостаточно.

    Источник: http://serdce5.ru/lechenie/uprazhneniya-posle-insulta-dlya-vosstanovleniya-rechi.html

    admin
    admin

    ×